Библиографическое описание:
Алексеева Т.Ю. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.
Формирование функционально грамотной личности - это сложный, многосторонний, длительный процесс, и начинается он в начальных классах. Педагог должен научить своих учеников идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию, формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Формированию естественнонаучной функциональной грамотности способствует использование в педагогической деятельности эффективных приёмов и современных педагогических технологий:
1. Технология проектной деятельности
2. Информационно-коммуникативные технологии
3. Технология оценивания учебных достижений
4. Технология продуктивного чтения
5. Технология проблемного обучения
6. Технология критического мышления.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
1. Групповая форма работы
2. Игровая форма работы
3. Творческие задания
4. Тестовые задания
5. Практическая работа
6. Ролевые и деловые игры
7. Исследовательская деятельность
Результаты международных исследований PIZA, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Формированию данных умений на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать полученные знания в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью.
Окружающий мир, А.А.Плешаков, 3 класс.
Тема: «Золотое кольцо России»
Используемая технология: Проектные задачи.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности: практическая работа, исследовательская деятельность, творческие задания.
Содержание проектной задачи:
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
- Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России – одному из популярных туристических маршрутов. Он был создан в конце 1960-х гг. и проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать неповторимую атмосферу этих мест.
2. Формулировка задачи.
- В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями. Вам нужно выполнить задания и составить рекламный буклет или презентацию. Вы можете использовать иллюстрации, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.
3. Система заданий для решения задачи.
Задание 1.
- Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно
или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно посмотрите на
графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор.
Средние значения погоды на Золотом Кольце
Задание 2.
- Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают
символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Задание 3.
В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? (Работа с картой). Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится? Поместите карту в свой буклет.
Задание 4. Игра «Портрет города»
Пользуясь учебником с. 87-95, определите название города.
1. Один из старейших русских городов. Стольный град, Первопрестольная, Златоглавая, Белокаменная называют его. (Москва).
2. Красота города и его окрестностей всегда привлекала художников. Его так и называют – Город художников. Особенно его любил И. И. Левитан. (Плёс)
3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
4. Название города произошло от слова «угол». Река Волга здесь изгибается, течёт «углом». (Углич)
5. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великий. (Ростов)
6. Название города переводится с древнерусского, как «перенявший славу». Одна из главных его ценностей – озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте. (Переславль-Залесский)
7. Самый крупный город Золотого кольца. Его называют родиной русского театра. (Ярославль).
8. Улицы этого города имеют веерную форму. По легенде Екатерина II на вопрос каким бы она хотела видеть этот город, развернула веер и город сделали таким необычным. (Кострома)
9. В этом городе есть всемирно-известный Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
Задание 5.
Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов. Данные занесите в сводную таблицу.
Достопримечательности городов Золотого кольца России
- Поместите полученную таблицу со сведениями о достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
- Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив
текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в
прямом или переносном?
3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их
бесценны?
Окружающий мир 4 класс учебник А.А. Плешакова
Тема: Природные зоны России. Пустыня.
Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности: сравнивать, классифицировать, соотносить и интерпретировать информацию,
анализировать и делать выводы.
Используемая технология: Технология продуктивного чтения.
1.Мотивация самостоятельной познавательной деятельности. Работа с текстом. Анализ информации, умозаключения.
- Вы собираетесь в отпуск. В туристической фирме вашей семье предложили интересный вариант. А куда, в какую природную зону, вы узнаете из текста.
На , есть одно место, где жаркое , а иногда не бывает по несколько месяцев, а местами их не бывает и несколько лет подряд. испаряется, не достигнув . Днем стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью t падает до 0̊. Во время бури солнечный свет не доходит до и на не которое время становится темно. В этой природной зоне практически нет растительности, а и , которые там растут, не дают тени. Можно встретить там , а по пескам ходят .
-Какая это природная зона? Почему вы так решили?
Основываясь на этот текст, выберите верные – неверные утверждения, и объясните, почему выбрали это утверждение.
№
Утверждения
+/-
1.
На Земле есть такие территории, не бывает осадков годами.
2.
В полдень в пустыне приятно отдохнуть в тени деревьев.
3.
Бывает ли в пустыне днем ночь?
2.Организация познавательной деятельности. Практическая работа (работа с картой). Систематизация информации.
В России настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь. А полупустыни охватывают довольно большие пространства.
Обратитесь к карте и ответьте на вопросы.
- Где находится пустыня на территории России? (на юго-западе страны)
- Каким цветом обозначена она на карте? (оранжевым цветом).
- Какие природные зоны соседствуют с зоной пустынь? (степи)
- Какое море (озеро) находится рядом с этой природной зоной? (Каспийское море.)
- Какая река протекает по территории пустыни и впадает в Каспийское море?
(Волга).
- А какие города? (Астрахань)
3. Организация исследовательской деятельности. Мониторинг количества осадков за последний год. Интерпретация информации.
Вас заинтересовало предложение турфирмы и вы хотите отправиться именно туда, в Астрахань.
-Чтобы удачно отдохнуть на берегу Каспийского моря, нам нужно выяснить, когда более благоприятные условия для путешествия.
- Перед вами таблица количества осадков за последний год. Ответьте на вопросы. Работаем в паре.
- В каком месяце больше всего солнечных дней? __________________
- В каком месяце больше всего дождливых дней?__________________
- В каком месяце было меньше всего солнечных дней? _______________
- В каком месяце вода прогревается сильнее всего? _________________
- В каком месяце вода прогревается меньше всего? _________________
Месяц
Температура
воздуха днем
Температура
воды
Солнечных
дней
Дождливые дни
(осадки)
Январь
-6 °C
+6° C
8
0 дней
Февраль
-3 °C
+6°C
10
2 дня
Март
+9 °C
+9°C
11
2 дня
Апрель
+17 °C
+13 °C
18
0 дней
Май
+26 °C
+19 °C
23
2 дня
Июнь
+30 °C
+23 °C
23
1 день
Июль
+33 °C
+26 °C
25
1 день
Август
+33 °C
+25 °C
29
0 дней
Сентябрь
+24 °C
+19 °C
23
0 дней
Октябрь
+10 °C
+13 °C
19
0 дней
Ноябрь
+4 °C
+8 °C
15
3 дня
Декабрь
+0 °C
+3 °C
6
2 дня
Дополните ответ.
Что нужно взять туристу, путешествуя по пустыне? Зимой:___________, весной:__________, летом:___________, осенью:____________.
4. Рейтинг комфортности отдыха. Анализ информации, интерпретация и выстраивание логического заключения.
- Рейтинг комфортности (т. е. когда лучше отдыхать) рассчитывается по месяцам с учетом средней температуры воздуха, количества дождей и других показателей. За год в этой зоне оценка колеблется от 2.3 (в феврале), до 4.9 (в июне), из пяти возможных баллов.
Рассмотрите диаграмму и запишите в каком месяце приятнее всего отдыхать на берегу Каспийского моря? Почему?______________.
Список используемой литературы:
1. Информация об исследовании PISA. Национальный центр исследования PISA в России (Отдел оценки качества образования ИСМО РАО): http://www.centeroko.ru
2. Сайт организации ОЭСР: http://www.pisa.oecd.org.
3. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
4. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)
5.https://infourok.ru/statya-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-okruzhayushego-mira-5648573.html
6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/05/05/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
Алексеева Т.Ю. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.
Формирование функционально грамотной личности - это сложный, многосторонний, длительный процесс, и начинается он в начальных классах. Педагог должен научить своих учеников идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию, формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Формированию естественнонаучной функциональной грамотности способствует использование в педагогической деятельности эффективных приёмов и современных педагогических технологий:
1. Технология проектной деятельности
2. Информационно-коммуникативные технологии
3. Технология оценивания учебных достижений
4. Технология продуктивного чтения
5. Технология проблемного обучения
6. Технология критического мышления.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
1. Групповая форма работы
2. Игровая форма работы
3. Творческие задания
4. Тестовые задания
5. Практическая работа
6. Ролевые и деловые игры
7. Исследовательская деятельность
Результаты международных исследований PIZA, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Формированию данных умений на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать полученные знания в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью.
Окружающий мир, А.А.Плешаков, 3 класс.
Тема: «Золотое кольцо России»
Используемая технология: Проектные задачи.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности: практическая работа, исследовательская деятельность, творческие задания.
Содержание проектной задачи:
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
- Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России – одному из популярных туристических маршрутов. Он был создан в конце 1960-х гг. и проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать неповторимую атмосферу этих мест.
2. Формулировка задачи.
- В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями. Вам нужно выполнить задания и составить рекламный буклет или презентацию. Вы можете использовать иллюстрации, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.
3. Система заданий для решения задачи.
Задание 1.
- Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно
или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно посмотрите на
графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор.
Средние значения погоды на Золотом Кольце
Задание 2.
- Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают
символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Задание 3.
В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? (Работа с картой). Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится? Поместите карту в свой буклет.
Задание 4. Игра «Портрет города»
Пользуясь учебником с. 87-95, определите название города.
1. Один из старейших русских городов. Стольный град, Первопрестольная, Златоглавая, Белокаменная называют его. (Москва).
2. Красота города и его окрестностей всегда привлекала художников. Его так и называют – Город художников. Особенно его любил И. И. Левитан. (Плёс)
3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
4. Название города произошло от слова «угол». Река Волга здесь изгибается, течёт «углом». (Углич)
5. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великий. (Ростов)
6. Название города переводится с древнерусского, как «перенявший славу». Одна из главных его ценностей – озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте. (Переславль-Залесский)
7. Самый крупный город Золотого кольца. Его называют родиной русского театра. (Ярославль).
8. Улицы этого города имеют веерную форму. По легенде Екатерина II на вопрос каким бы она хотела видеть этот город, развернула веер и город сделали таким необычным. (Кострома)
9. В этом городе есть всемирно-известный Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
Задание 5.
Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов. Данные занесите в сводную таблицу.
Достопримечательности городов Золотого кольца России
- Поместите полученную таблицу со сведениями о достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
- Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив
текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в
прямом или переносном?
3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их
бесценны?
Окружающий мир 4 класс учебник А.А. Плешакова
Тема: Природные зоны России. Пустыня.
Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности: сравнивать, классифицировать, соотносить и интерпретировать информацию,
анализировать и делать выводы.
Используемая технология: Технология продуктивного чтения.
1.Мотивация самостоятельной познавательной деятельности. Работа с текстом. Анализ информации, умозаключения.
- Вы собираетесь в отпуск. В туристической фирме вашей семье предложили интересный вариант. А куда, в какую природную зону, вы узнаете из текста.
На , есть одно место, где жаркое , а иногда не бывает по несколько месяцев, а местами их не бывает и несколько лет подряд. испаряется, не достигнув . Днем стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью t падает до 0̊. Во время бури солнечный свет не доходит до и на не которое время становится темно. В этой природной зоне практически нет растительности, а и , которые там растут, не дают тени. Можно встретить там , а по пескам ходят .
-Какая это природная зона? Почему вы так решили?
Основываясь на этот текст, выберите верные – неверные утверждения, и объясните, почему выбрали это утверждение.
№
Утверждения
+/-
1.
На Земле есть такие территории, не бывает осадков годами.
2.
В полдень в пустыне приятно отдохнуть в тени деревьев.
3.
Бывает ли в пустыне днем ночь?
2.Организация познавательной деятельности. Практическая работа (работа с картой). Систематизация информации.
В России настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь. А полупустыни охватывают довольно большие пространства.
Обратитесь к карте и ответьте на вопросы.
- Где находится пустыня на территории России? (на юго-западе страны)
- Каким цветом обозначена она на карте? (оранжевым цветом).
- Какие природные зоны соседствуют с зоной пустынь? (степи)
- Какое море (озеро) находится рядом с этой природной зоной? (Каспийское море.)
- Какая река протекает по территории пустыни и впадает в Каспийское море?
(Волга).
- А какие города? (Астрахань)
3. Организация исследовательской деятельности. Мониторинг количества осадков за последний год. Интерпретация информации.
Вас заинтересовало предложение турфирмы и вы хотите отправиться именно туда, в Астрахань.
-Чтобы удачно отдохнуть на берегу Каспийского моря, нам нужно выяснить, когда более благоприятные условия для путешествия.
- Перед вами таблица количества осадков за последний год. Ответьте на вопросы. Работаем в паре.
- В каком месяце больше всего солнечных дней? __________________
- В каком месяце больше всего дождливых дней?__________________
- В каком месяце было меньше всего солнечных дней? _______________
- В каком месяце вода прогревается сильнее всего? _________________
- В каком месяце вода прогревается меньше всего? _________________
Месяц
Температура
воздуха днем
Температура
воды
Солнечных
дней
Дождливые дни
(осадки)
Январь
-6 °C
+6° C
8
0 дней
Февраль
-3 °C
+6°C
10
2 дня
Март
+9 °C
+9°C
11
2 дня
Апрель
+17 °C
+13 °C
18
0 дней
Май
+26 °C
+19 °C
23
2 дня
Июнь
+30 °C
+23 °C
23
1 день
Июль
+33 °C
+26 °C
25
1 день
Август
+33 °C
+25 °C
29
0 дней
Сентябрь
+24 °C
+19 °C
23
0 дней
Октябрь
+10 °C
+13 °C
19
0 дней
Ноябрь
+4 °C
+8 °C
15
3 дня
Декабрь
+0 °C
+3 °C
6
2 дня
Дополните ответ.
Что нужно взять туристу, путешествуя по пустыне? Зимой:___________, весной:__________, летом:___________, осенью:____________.
4. Рейтинг комфортности отдыха. Анализ информации, интерпретация и выстраивание логического заключения.
- Рейтинг комфортности (т. е. когда лучше отдыхать) рассчитывается по месяцам с учетом средней температуры воздуха, количества дождей и других показателей. За год в этой зоне оценка колеблется от 2.3 (в феврале), до 4.9 (в июне), из пяти возможных баллов.
Рассмотрите диаграмму и запишите в каком месяце приятнее всего отдыхать на берегу Каспийского моря? Почему?______________.
Список используемой литературы:
1. Информация об исследовании PISA. Национальный центр исследования PISA в России (Отдел оценки качества образования ИСМО РАО): http://www.centeroko.ru
2. Сайт организации ОЭСР: http://www.pisa.oecd.org.
3. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
4. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)
5.https://infourok.ru/statya-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-okruzhayushego-mira-5648573.html
6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/05/05/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah