Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Мохова Д.С. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Мохова Дарья Сергеевна
воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области "Северодвинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат", г. Северодвинск

Библиографическое описание: Мохова Д.С. Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Одной из важных проблем подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду является обучение их математике. В жизни человеку регулярно необходимы представления о форме объектов окружающего мира и умение использовать эти знания в практической деятельности. Важным фактором социальной приспособленности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является усвоение этих знаний.

Современные условия производства и повседневной жизни требуют от учащихся наличия базовых знаний и умений интегрированного характера, универсальных для разных видов деятельности, которые они должны уметь применять в различных условиях для решения жизненных задач. Исследования в области специальной педагогики и психологии показывают, что характерными особенностями детей с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний являются: 1) неумение объединять знания, которые получены при изучении различных учебных предметов; 2) затруднения в практическом использовании изученного материала.

Исследования Л.Б. Баряевой, М.Н. Перовой, Е.А. Стребелевой, А.П. Зарин, В.В. Эк и др. подтверждают идею о том, что ребенок с умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развива-ющей помощи.

Развитию у младших школьников с нарушением интеллекта самостоятельности и активности в повседневной жизни, в учебной и трудовой деятельности, формирование умений практического применения полученных теоретических знаний и коррекцию недостатков познавательной деятельности способствует математическая подготовка школьников. Дети с интеллектуальной недостаточностью склонны к формальному усвоению математического, в том числе и сложность геометрического материала. Важным направлением исследования является разработка содержания и методики обучения математике в специальной школе, способных обеспечить четкость и одновременную обобщенность образов геометрических форм, развитие интеллектуально-практических умений самостоятельного использования знаний в решении жизненно-практических задач.

Отвлеченное, абстрактное мышление школьников с ограниченными возможностями развито слабо. Подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов. Ребенок в повседневной жизни, в играх, в быту рано начинает встречаться с ситуациями, где требуется применение элементарного, но, однако, математического, решения (приготовить вкусности для друзей, накрыть стол, разделить яблоки поровну и т.п.). Ребёнок должен понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну и уметь определять количество предметов в множестве. Школа на современном этапе ставит одной из важных задач подготовку учащихся к самостоятельной жизни, овладению доступными ими профессиями, к активному участию в труде.

Многие математические понятия и представления носят взаимообратный характер, поэтому важнейшим из приёмов обучения математике является сравнение. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Один из важных приёмов – материализация, т.е. умение детализировать любое отвлеченное понятие, применять его в жизненных ситуациях. Применяются следующие методы обучения: наблюдение, беседа, демонстрация, упражнения, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся, поэтому учитель на уроках математики в младших классах учит детей копировать собственную речь, которая является образцом для учащихся [1].

Для обучения детей с выраженной умственной отсталостью элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы:

- действия детей и взрослого совместно;

- действия по подражанию;

- действия по образцу, с помощью словесной инструкции;

- приемы наложения и прикладывания, обводки шаблонов, трафаретов, чтобы для закрепить представления о величине, форме, количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов на основе различных видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного);

- воспроизведение формы, величины предметов, цифры с помощью показа руками (пантомимика), основываясь на предварительном тактильном и зрительном обследовании предметов и изображений цифр;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение объёмных и плоских изображений с натуральными предметами;

- для формирования временных представлений у данной категории детей, проводятся предварительные наблюдения во время прогулок и экскурсий за явлениями в природе в разное время года, за изменениями, которые происходят в течение дня, и т.д.;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности [2].

Очень важно с первых же занятий в школе подчеркивать обязательность строгого соблюдения школьного режима: звонок должен звать учеников на урок, быть призывом к началу работы.

По ходу урока учащиеся должны следить за тем, что происходит у доски, вслушиваться в объяснения. Умственно отсталых детей привлекают яркие крупные игрушки, предметы, уже знакомые им или, наоборот, новые, необычные в стенах школы.

Учителю необходимо создавать на уроке игровую ситуацию, включать в урок драматизацию известных детям сказок, обеспечивая участие в событиях всех школьников, чтобы сосредоточить внимание учеников и какое-то время удержать его [3].

На уроке математики во время пропедевтического периода следует приступить к подготовке учащихся к работе по картине, с книгой, учебником, если учитель пользуется раздаточным материалом, то картинки у всех должны быть одинаковые.

На каждом уроке учитель отводит время на сообщение нового материала, повторение ранее изученного. В дальнейшем (по отдельным разделам изучаемого во время пропедевтического периода материала) будет указана примерная последовательность работы.

Основные требования обучения детей с умственной отсталостью.

1. Применение игры как средства обучения, а не как развлечение (игровая форма доминирующая).

2. Для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения детей используются эмоции, наиболее сохранной стороны психической деятельности.

3. Детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью свойственно подражание. Применение подражательности во время обучения, для достижения, поставленных задач.

4. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами (предметно-действенное обучение).

5. Переход от действий детей по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции -постепенное усложнение самостоятельных действий.

6. Для удержания внимания на необходимое время и для привлечения внимания детей к новым пособиям и заданиям используется частая смена видов деятельности на занятии.

7. Долгая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

8. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии: каждый ребёнок выполняет задание в своём темпе в соответствии со своими психофизическими возможностями, и если необходимо, то с помощью педагога. Даже при малейших достижениях и успехов ребёнка, учитель выражает эмоциональную положительную оценку.

9. Создание благополучного эмоционального фона на уроках.

Не забываем всегда учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов (необходимые навыки, которые пригодятся им и в семье, и при контактах в ближайшем окружении).

При подборе методов работы с детьми, следует учитывать особенности данной категории детей: подача учебного материала небольшими «порциями», замедленность обучения, частая повторяемость, максимальная развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного этапа в обучении, постоянная опора на опыт ребенка.

Библиографический список

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.

2. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева. - М.: Академия, 2010. - 224 с.

3. Федосеева О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 446-447.