Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Мелкозерова И.В. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мелкозерова Инна Викторовна
учитель начальных классов, учитель-логопед, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр», г. Екатеринбург

Библиографическое описание: Мелкозерова И.В. Приемы обучению пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Изучение особенностей пересказа занимались многие ученые, в том числе Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев и другие. Пересказ определяют как вид работы, способствующий развитию речи на основе образца [4]. Но даже такой репродуктивный вид рассказа становится недоступен для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В. К. Воробьева отмечает у таких детей неполное понимание прочитанного, нарушение последовательности и пропуск важных моментов, чаще всего содержащих элементы описания [1]. Многочисленные повторы, трудности в подборе слов также характерны для пересказа. Все вышеперечисленное обусловлено нарушением смысловой организации и лексико-синтаксического оформления речевого высказывания. Таким образом, мы можем говорить о необходимости особых приёмов и методов обучения пересказу детей с ТНР. Известно, что интерес и мотивацию школьников можно повысить, предоставляя информацию не только в словесной, но и наглядной форме [3].

На основе анализа специальной литературы, был составлен список приёмов, которые могут быть использованы при работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи на любых уроках.

Составление плана

Самый элементарный способ. Любой текст делим на смысловые части, каждую озаглавливаем и составляем план. К каждому пункту можно подписать 2-3 опорных слова.

Например, план сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1. Жизнь двух девочек.

2. Беда Рукодельницы.

3. Рукодельница дома у Мороза Ивановича.

4. Награда за работу.

5. Ленивица дома у Мороза Ивановича.

6. Награда за лень.

7. Не вся работа хороша.

Мнемотаблица

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Тот же самый план только в картинках-ассоциациях. К каждой части ребенок делает небольшую зарисовку или схему.

Например, мнемотаблица к русской народной сказке «Снегурочка».



Техника шести вопросов

Это тоже план, но он подходит к любому тексту. Отвечая на данные вопросы, ребенок может не только пересказать заданный текст, но и проанализировать его, понять суть.

О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?

С чего все началось?

Что было потом?

Чем закончилось?

Хорошие герои? Почему они хорошие?

Плохие герои? Почему они плохие?

Какие сложности есть в истории? Как их решили?

«Волшебный квадрат»

Это своеобразная таблица, состоящая из 4 частей, каждую из которых ребёнок заполняет, опираясь на текст. 1 – главные герои, 2 – основные события, 3 – опорные или незнакомые слова, 4 – зарисовка. В дальнейшем это служит опорой для пересказа.

Например, «Волшебный квадрат» к произведению В.Белова «Малька провинилась»



«Гамбургер»

Такой метод больше подойдет для научных текстов, например, по окружающему миру. Параграф сравнивается с гамбургером: верхний слой – основная мысль, середина – детали, нижний слой – заключительный вывод. Такая схема может заполняться как текстом, так и рисунками.

Пример «Гамбургера» по теме «Жизнь луга» по окружающему миру.





«Рыба»

Данную технику можно применять не только для построения пересказов, но и при ответах на вопросы после пройденной темы.

Необходимо нарисовать скелет рыбы. На месте головы написать тему, а вдоль скелета вопросы, краткий ответ, 1-2 ключевых слова [2].

Пример «Рыбы» по теме «Растениеводство» по окружающему миру.





Библиографический список

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

2. Кирилина, Р. Как научить ребенка пересказывать [Текст] / Р. Кирилина, С. Кирилин: Издательские решения, 2018. – 45 с.

3. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи: (описание, повествование, рассуждение) [Текст]: афтореф. дис. … докт. филол. наук.: 10.02.01 / О. А. Нечаева; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. – М., 1975. – 45 с.

4. Фурсенко, Н. П. Развитие лексического строя языка у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Н. П. Фурсенко — М.: Айрис-пресс, 2003. — 189 с.