Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Свеженцева Н.В. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Свеженцева Н.В. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-1.pdf.

Учебная мотивация - это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.

Как известно, внеклассная деятельность является одним из действенных средств для развития положительных эмоций и мотивации.

Учителя призывают младших школьников участвовать в различных конкурах, олимпиадах, исследовательских работах. В 2022 - 2023 учебном году учащиеся нашей школы приняли участие в областном заочном конкурсе творческих работ на иностранных языках «Christmas Eve». Среди 9 участников 6 победителей и 3 призера. Сейчас количество желающих участвовать в муниципальном конкурсе видео открыток на иностранном языке «Моя страна - Россия!» возросло. Ребята готовят видео открытки о различных городах России. Детьми вместе с родителями подобрали интересный материал о Вологде, Костроме, Угличе, Архангельске.

В ноябре 2022 г. учащиеся нашей школы приняли участие в открытой российской интернет - олимпиаде по английскому языку для школьников «МетаШкола», которую проводила кафедра методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена. Трое получили дипломы I степени. В феврале участвовать в новой интернет - олимпиаде желающих намного больше.

Младшие школьники пишут исследовательские работы по разным темам. Так Васильев Борис, учащийся 4 «Д» класса, был удивлен, когда узнал, что многие дома в Великобритании, помимо номера, имеют еще и собственное имя. Это показалось ему очень интересным и необычным, поэтому он захотел познакомиться глубже с этим явлением. Борис изучил причины появления названий домов в Великобритании. Выделил основные группы названий домов. Он выяснил, в каких произведениях литературы англоязычных писателей дома имеют название.

Младшие школьники углубляют и расширяют свои знания по языку, а также расширяют свой кругозор, эстетический вкус и, как результат, загораются желанием изучать язык и культуру страны изучаемого языка.

Драматизация - один из самых лучших способов развития мотивации у учащихся. Участие в постановке сказки или сценки школьник воспринимает как игру, смысл которой заключается в развитии не только творчества, но и в оттачивании языковых навыков и умений (лексического и грамматического материала). Основная трудность, которую испытывают учащиеся в изучении иностранного языка - это «языковой барьер», но во время участия в постановке он становится преодолимым, Учащиеся начинают мыслить на языке, выражая мысли, чувства, эмоции героя. Кроме того, совместная деятельность в постановках учит учащихся слушать своих одноклассников.

Песни и музыка страны изучаемого языка, используемые в спектаклях, «включают» эмоциональную сферу учащихся, что способствуют лучшему усвоению и расширению лексического словаря. На основе песен намного интереснее и легче усваивается грамматика, совершенствуется произношение, навыки диалогической и монологической речи. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры.

Очень действенными способами в развитии положительных эмоций является интеллектуальная деятельность соревновательного характера. К ним относятся ролевые игры, проектная деятельность, викторины, рифмовки, стихи, пословицы. Наряду с повышением мотивации такие приемы служат развитию и других способностей учащихся таких как: произносительные навыки, умения быстро реагировать в различных ситуациях.

При этом вся деятельность подчинена главной коммуникативной цели, так как подобные мероприятия не оставляют детей равнодушными, а самое главное, они хотят изучать и говорить на иностранном языке.

Библиографический список

1. Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. - С. 16 - 20.

2. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. - 2010. - № 2. - С. 15 -21.

3. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С. 111 - 113.

4. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.