Библиографическое описание:
Кичигина О.В. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В 3 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Тема занятия: «Кота Матроскина - бизнесмен»
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала
Цель: ознакомление с элементарными экономическими понятиями.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета; расширять представление о доходах и расходах (обязательные и необязательные); уточнять знания о рекламе; дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы; закреплять представление о банке, как о месте, в котором хранятся деньги.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог; формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, давать нравственную оценку поступкам героев; развивать фантазию, творческие способности, познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение, самостоятельность, моторику рук, речь; обогащать словарный запас; развивать представление о рациональной трате денег при совершении покупок.
Воспитательные:
- развивать социально-нравственные качества личности (хозяйственность, трудолюбие, бережливость); воспитывать чувства сострадания к людям и героям сказки; прививать взаимопомощь и доброе отношение друг другу.
Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная; словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
1. Оргмомент
1. Вводная часть. (5 минут)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие по курсу «Финансовая грамотность». Мы с вами будем говорить о финансах! А что такое финансы?
(ответы детей)
- Правильно финансы - это денежные средства или же, если сказать, еще проще – деньги. (учитель прикрепляет на доску карточку с определением слова «финансы») Посмотрите внимательно на наш мешочек с деньгами и скажите: для чего нам нужны и что мы можем приобретать за деньги?
(ответы детей учитель записывает вокруг изображения мешочка с деньгами –Приложение 1)
Возможные варианты ответов: платить за квартиру/дом, покупать еду, одежду, заправлять бензином машину, игрушки, развлечения, лечение, мебель, телефон, заниматься в спортивной секции.
- Посмотрите, как много вещей, услуг и развлечений мы можем купить! Но деньги прежде всего нужно заработать, а зарабатываются они нелегко!
2.Работа по теме
Ведь сначала надо получить образование, профессию.
Поиграем в такую игру «Самая-самая».
Правила такие: нужно назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар, конфеточница).
Характеристики:
- самая отважная профессия (пожарный, спасатель, полицейский и др.);
- самая волосатая профессия (парикмахер);
- самая детская профессия (воспитатель, учитель);
- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
- самая лечащая профессия (врач, ветеринар);
- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
- самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.);
- самая животноводческая профессия (фермер, пастух и др.).
Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий, востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Предприниматель — человек, который организует собственное дело (бизнес) и получает прибыль.
Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?
1) «Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.
2) Карабас Барабас был владельцем театра и ездил по городам и показывал спектакли, с целью получения прибыли.
И у нас в гостях тоже любимый всеми герой …
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
Вместе с Матроскиным мы оказываемся в центре детского предпринимательства «Бизнес кота Матроскина».
Однажды в Простоквашино сидел кот Матроскин с друзьями и решал, на что ему купить корову
Внимание на экран. (Отрывок из мультфильма)).
Какие варианты возникли у друзей?
- «Экономить буду»
- занять у соседей
- продать что-нибудь ненужное.
Вы можете предложить ещё вариант? (кредит)
Ребята, давайте поможем Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы. Но что бы это сделать, нужно правильно рассчитать семейный бюджет.
А что такое бюджет?
(«Схема семейного бюджета»).
Посмотрите внимательно на экран, перед вами схема семейного бюджета.
Из чего складывается семейный бюджет? Доход семьи состоит из зарплаты родителей и пенсии бабушки и дедушки.
Мы не только получаем деньги, т.е. имеем доход, но их расходуем. Это называется – расходом. Но знаете ли вы, что расходы бывают обязательными, т.е. первоочередными – это необходимые продукты питания, плата за газ, воду, электричество, сотовая связь, покупка одежды. И менее важные расходы – это игрушки, сладости, развлечения, без которых мы сможем обойтись. Все это покупать необязательно, можно сэкономить деньги и купить нужную нам вещь.
Давайте превратимся в экономистов и попробуем сосчитать семейный бюджет, чтобы помочь коту Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы.
Задание: Перед вами карточки с расходами, красные и синие квадраты. Вы должны переместить необходимые расходы на красный квадрат, а менее важные - на синий.
Дети выполняют.
Все справились с заданием?
Дети отвечают.
На что бы вы в первую очередь потратили деньги? И почему? Почему вы не выбрали игрушки?
Дети. Потому, что без них можно обойтись.
Вы правильно рассчитали семейный бюджет, и помогли сэкономить деньги Матроскину на покупку коровы.
Ребята мы помогли Матроскину купить корову, но вид у него какой-то нерадостный. Посмотрите на экран.
Отрывок мультфильма «Кот сидит грустный за столом».
Что-то у них произошло. Давайте послушаем, о чем герои говорят.
Отрывок мультфильма «Матроскин радуется, что корова дает много молока».
Ребята у Матроскина корова дает много молока, и он не знает, что с ним делать.
Ваши предложения? (можно открыть магазин). А где взять деньги? На корову ещё можно сэкономить, а вести собственный бизнес нужны большие вложения.
Чтобы быть успешным бизнесменом или специалистом нужно долго и упорно учиться, и не лениться! А давайте сейчас попробуем представить, что вы все очень деловые бизнесмены! И попробуем с вами написать бизнес-план! (учитель прикрепляет на доску карточку с определением слова «бизнес план») Бизнес-план – это план, в котором описаны все шаги для построения успешного бизнеса. Но для начала давайте определим, что такое услуга, а что такое товар?
Услуга - действие, направленное на покупателя. Например: аниматоры, массажист, парикмахер.
Товар - любая вещь, которую приобретает покупатель. Например: книги, дом, телефон.
- Отлично! В Вашем бизнес-плане (приложение 2) вы отмечаете, что вы предлагаете услугу или товар. Ставите цену, пишите, для кого будет интересна ваша услуга/товар, как вы назовете свою фирму и рисуете, то, что вы предлагаете.
А что делать с товаром, который не продаётся? Каким должен быть в первую очередь товар? (красивым, свежим, качественным)
Конечно во - первых, товар должен быть качественным, а во-вторых, нужна …
Чтобы товар быстрее сбыть,
Со мною нужно подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится. (реклама)
Ведь реклама — это информация, которая помогает нам купить или продать товар.
Реклама — первая ласточка в бизнесе. С рекламой дружить — богато жить. Кто рекламу изучает, тот много знает.
Реклама появилась давным-давно, в Греции, более 2.000 лет тому назад. Там на базарах и площадях торговцы громко расхваливали свои товары. Я предлагаю вам посмотреть сказку Сергея Михалкова «Как старик корову продавал».
Ребята, как вы думаете, почему старик не смог продать свою корову? Кто решил помочь старику? Почему появились покупатели у паренька? У кого бы вы хотели купить корову: у паренька или старика? Почему?
Паренек смог рассказать о достоинствах своего товара, другими словами, сделал ему хорошую рекламу.
в) Во многих словарях реклама определяется как сообщение, объявление о каких-то новых товарах и услугах для всех людей, о месте, где их можно приобрести.
А для чего нужна реклама? (Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)
А какие товары рекламируют? (Одежда, мебель, игрушки).
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).
У любого дела есть свои особенности. Поэтому, чтобы создать рекламу нужно усвоить:
· Для того, чтобы вашу рекламу заметили, требуется хорошая идея. Иначе ваша реклама останется незамеченной, не сработает.
· Текст рекламы весьма важен.
· Вы рекламируете новый товар. О его появлении вы обязаны заявить громко и отчетливо.
· У потребителей всегда возникает вопрос "Сколько это будет стоить?" Если возможно, укажите в рекламе стоимость товара.
· Покажите товар в действии, расскажите, как им пользоваться, покажите, какое место он может занять в жизни людей.
· Очень важно - Не преувеличивайте, не захваливайте ваш товар!
Поможем Матроскину создать рекламу для его молочной продукции, потому что хорошо рекламируемые товары продаются быстрее.
Послушайте задание: перед вами эскиз бумажного пакета, для молока и заготовки для его оформления. Вы должны включить все свое воображение и творчество. Выберите нужные вам заготовки и приклейте их на эскиз. У вас для этого все имеется.
Но мы не только можем увидеть рекламу, но и услышать ее, например по радио. Я скажу так: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы». А что вы можете сказать о молоке?
Бизнес Матроскина наладился. Молоко стало пользоваться спросом. У кота выросли доходы. Но вот какая проблема у него появилась. Где ему хранить деньги? Скажите, где можно хранить деньги?
- в банке
Верно, банки - это самое надежное место для хранения денег.
«Банк».
Посмотрите экран. Есть различные банки: сберегательный и т.д., где мы можем хранить деньги.
И не просто хранить, а открыть вклад под проценты и получать небольшую прибыль.
(карточка – выберите банк, в котором более выгодно открыть вклад)
Скажите, ребята, вам понравилось помогать Матроскину стать предпринимателем?
А сложные были задания? Давайте себя проверим?
Обратите внимание на доску. Перед вами кроссворд с пустыми клетками. В нем находится ключевое слово – сюрприз, выделенное особым цветом. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Если ответите правильно, в пустых клетках появятся слова.
(Вопросы).
1) Учреждение, в котором хранятся деньги. (Банк).
2) Информация, которая помогает продать и купить товар. (Реклама).
3) То, что продается и покупается. (Товар).
4) Мелкие, звенящие, хрустящие, на работе их дают каждому за труд. (Деньги).
Ребята, вы отгадали кроссворд, и теперь мы сможем прочитать выделенное, ключевое слово «клад». Вот мы и нашли сюрприз – это клад. (достает сундучок с шоколадными монетами). Молодцы, вы все прекрасно усвоили.
- Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо потрудились, изучили такие слова как: финансы, бизнес-план, услуга и товар. Составляли план своего бизнеса. Теперь давайте подведем итоги нашего урока. Приготовьте свои цветные карандаши или ручки. На доске вы видите две картинки, если вам понравился наш урок, вы выучили что-то новое, то закрашиваем один любой кружок в колонке на графике с крутым бизнесменом. А вот если вы ничего полезного на уроке не делали, то раскрашиваем кружок возле второй картинки. (приложение 3, 4)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Кичигина О.В. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В 3 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Тема занятия: «Кота Матроскина - бизнесмен»
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала
Цель: ознакомление с элементарными экономическими понятиями.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета; расширять представление о доходах и расходах (обязательные и необязательные); уточнять знания о рекламе; дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы; закреплять представление о банке, как о месте, в котором хранятся деньги.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог; формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, давать нравственную оценку поступкам героев; развивать фантазию, творческие способности, познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение, самостоятельность, моторику рук, речь; обогащать словарный запас; развивать представление о рациональной трате денег при совершении покупок.
Воспитательные:
- развивать социально-нравственные качества личности (хозяйственность, трудолюбие, бережливость); воспитывать чувства сострадания к людям и героям сказки; прививать взаимопомощь и доброе отношение друг другу.
Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная; словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
1. Оргмомент
1. Вводная часть. (5 минут)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие по курсу «Финансовая грамотность». Мы с вами будем говорить о финансах! А что такое финансы?
(ответы детей)
- Правильно финансы - это денежные средства или же, если сказать, еще проще – деньги. (учитель прикрепляет на доску карточку с определением слова «финансы») Посмотрите внимательно на наш мешочек с деньгами и скажите: для чего нам нужны и что мы можем приобретать за деньги?
(ответы детей учитель записывает вокруг изображения мешочка с деньгами –Приложение 1)
Возможные варианты ответов: платить за квартиру/дом, покупать еду, одежду, заправлять бензином машину, игрушки, развлечения, лечение, мебель, телефон, заниматься в спортивной секции.
- Посмотрите, как много вещей, услуг и развлечений мы можем купить! Но деньги прежде всего нужно заработать, а зарабатываются они нелегко!
2.Работа по теме
Ведь сначала надо получить образование, профессию.
Поиграем в такую игру «Самая-самая».
Правила такие: нужно назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар, конфеточница).
Характеристики:
- самая отважная профессия (пожарный, спасатель, полицейский и др.);
- самая волосатая профессия (парикмахер);
- самая детская профессия (воспитатель, учитель);
- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
- самая лечащая профессия (врач, ветеринар);
- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
- самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.);
- самая животноводческая профессия (фермер, пастух и др.).
Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий, востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Предприниматель — человек, который организует собственное дело (бизнес) и получает прибыль.
Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?
1) «Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.
2) Карабас Барабас был владельцем театра и ездил по городам и показывал спектакли, с целью получения прибыли.
И у нас в гостях тоже любимый всеми герой …
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
Вместе с Матроскиным мы оказываемся в центре детского предпринимательства «Бизнес кота Матроскина».
Однажды в Простоквашино сидел кот Матроскин с друзьями и решал, на что ему купить корову
Внимание на экран. (Отрывок из мультфильма)).
Какие варианты возникли у друзей?
- «Экономить буду»
- занять у соседей
- продать что-нибудь ненужное.
Вы можете предложить ещё вариант? (кредит)
Ребята, давайте поможем Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы. Но что бы это сделать, нужно правильно рассчитать семейный бюджет.
А что такое бюджет?
(«Схема семейного бюджета»).
Посмотрите внимательно на экран, перед вами схема семейного бюджета.
Из чего складывается семейный бюджет? Доход семьи состоит из зарплаты родителей и пенсии бабушки и дедушки.
Мы не только получаем деньги, т.е. имеем доход, но их расходуем. Это называется – расходом. Но знаете ли вы, что расходы бывают обязательными, т.е. первоочередными – это необходимые продукты питания, плата за газ, воду, электричество, сотовая связь, покупка одежды. И менее важные расходы – это игрушки, сладости, развлечения, без которых мы сможем обойтись. Все это покупать необязательно, можно сэкономить деньги и купить нужную нам вещь.
Давайте превратимся в экономистов и попробуем сосчитать семейный бюджет, чтобы помочь коту Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы.
Задание: Перед вами карточки с расходами, красные и синие квадраты. Вы должны переместить необходимые расходы на красный квадрат, а менее важные - на синий.
Дети выполняют.
Все справились с заданием?
Дети отвечают.
На что бы вы в первую очередь потратили деньги? И почему? Почему вы не выбрали игрушки?
Дети. Потому, что без них можно обойтись.
Вы правильно рассчитали семейный бюджет, и помогли сэкономить деньги Матроскину на покупку коровы.
Ребята мы помогли Матроскину купить корову, но вид у него какой-то нерадостный. Посмотрите на экран.
Отрывок мультфильма «Кот сидит грустный за столом».
Что-то у них произошло. Давайте послушаем, о чем герои говорят.
Отрывок мультфильма «Матроскин радуется, что корова дает много молока».
Ребята у Матроскина корова дает много молока, и он не знает, что с ним делать.
Ваши предложения? (можно открыть магазин). А где взять деньги? На корову ещё можно сэкономить, а вести собственный бизнес нужны большие вложения.
Чтобы быть успешным бизнесменом или специалистом нужно долго и упорно учиться, и не лениться! А давайте сейчас попробуем представить, что вы все очень деловые бизнесмены! И попробуем с вами написать бизнес-план! (учитель прикрепляет на доску карточку с определением слова «бизнес план») Бизнес-план – это план, в котором описаны все шаги для построения успешного бизнеса. Но для начала давайте определим, что такое услуга, а что такое товар?
Услуга - действие, направленное на покупателя. Например: аниматоры, массажист, парикмахер.
Товар - любая вещь, которую приобретает покупатель. Например: книги, дом, телефон.
- Отлично! В Вашем бизнес-плане (приложение 2) вы отмечаете, что вы предлагаете услугу или товар. Ставите цену, пишите, для кого будет интересна ваша услуга/товар, как вы назовете свою фирму и рисуете, то, что вы предлагаете.
А что делать с товаром, который не продаётся? Каким должен быть в первую очередь товар? (красивым, свежим, качественным)
Конечно во - первых, товар должен быть качественным, а во-вторых, нужна …
Чтобы товар быстрее сбыть,
Со мною нужно подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится. (реклама)
Ведь реклама — это информация, которая помогает нам купить или продать товар.
Реклама — первая ласточка в бизнесе. С рекламой дружить — богато жить. Кто рекламу изучает, тот много знает.
Реклама появилась давным-давно, в Греции, более 2.000 лет тому назад. Там на базарах и площадях торговцы громко расхваливали свои товары. Я предлагаю вам посмотреть сказку Сергея Михалкова «Как старик корову продавал».
Ребята, как вы думаете, почему старик не смог продать свою корову? Кто решил помочь старику? Почему появились покупатели у паренька? У кого бы вы хотели купить корову: у паренька или старика? Почему?
Паренек смог рассказать о достоинствах своего товара, другими словами, сделал ему хорошую рекламу.
в) Во многих словарях реклама определяется как сообщение, объявление о каких-то новых товарах и услугах для всех людей, о месте, где их можно приобрести.
А для чего нужна реклама? (Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)
А какие товары рекламируют? (Одежда, мебель, игрушки).
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).
У любого дела есть свои особенности. Поэтому, чтобы создать рекламу нужно усвоить:
· Для того, чтобы вашу рекламу заметили, требуется хорошая идея. Иначе ваша реклама останется незамеченной, не сработает.
· Текст рекламы весьма важен.
· Вы рекламируете новый товар. О его появлении вы обязаны заявить громко и отчетливо.
· У потребителей всегда возникает вопрос "Сколько это будет стоить?" Если возможно, укажите в рекламе стоимость товара.
· Покажите товар в действии, расскажите, как им пользоваться, покажите, какое место он может занять в жизни людей.
· Очень важно - Не преувеличивайте, не захваливайте ваш товар!
Поможем Матроскину создать рекламу для его молочной продукции, потому что хорошо рекламируемые товары продаются быстрее.
Послушайте задание: перед вами эскиз бумажного пакета, для молока и заготовки для его оформления. Вы должны включить все свое воображение и творчество. Выберите нужные вам заготовки и приклейте их на эскиз. У вас для этого все имеется.
Но мы не только можем увидеть рекламу, но и услышать ее, например по радио. Я скажу так: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы». А что вы можете сказать о молоке?
Бизнес Матроскина наладился. Молоко стало пользоваться спросом. У кота выросли доходы. Но вот какая проблема у него появилась. Где ему хранить деньги? Скажите, где можно хранить деньги?
- в банке
Верно, банки - это самое надежное место для хранения денег.
«Банк».
Посмотрите экран. Есть различные банки: сберегательный и т.д., где мы можем хранить деньги.
И не просто хранить, а открыть вклад под проценты и получать небольшую прибыль.
(карточка – выберите банк, в котором более выгодно открыть вклад)
Скажите, ребята, вам понравилось помогать Матроскину стать предпринимателем?
А сложные были задания? Давайте себя проверим?
Обратите внимание на доску. Перед вами кроссворд с пустыми клетками. В нем находится ключевое слово – сюрприз, выделенное особым цветом. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Если ответите правильно, в пустых клетках появятся слова.
(Вопросы).
1) Учреждение, в котором хранятся деньги. (Банк).
2) Информация, которая помогает продать и купить товар. (Реклама).
3) То, что продается и покупается. (Товар).
4) Мелкие, звенящие, хрустящие, на работе их дают каждому за труд. (Деньги).
Ребята, вы отгадали кроссворд, и теперь мы сможем прочитать выделенное, ключевое слово «клад». Вот мы и нашли сюрприз – это клад. (достает сундучок с шоколадными монетами). Молодцы, вы все прекрасно усвоили.
- Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо потрудились, изучили такие слова как: финансы, бизнес-план, услуга и товар. Составляли план своего бизнеса. Теперь давайте подведем итоги нашего урока. Приготовьте свои цветные карандаши или ручки. На доске вы видите две картинки, если вам понравился наш урок, вы выучили что-то новое, то закрашиваем один любой кружок в колонке на графике с крутым бизнесменом. А вот если вы ничего полезного на уроке не делали, то раскрашиваем кружок возле второй картинки. (приложение 3, 4)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4