Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Парамонова Оксана Петровна,
учитель физической культуры,
МОУ "Центр образования",
ЯНАО, п. Пангоды
ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье анализируются теоретико-методологические аспекты внедрения нового физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), недавно введенного в действие в Российской Федерации. Рассмотрены современные подходы к общему физкультурному образованию в контексте трансформации требований, предъявляемых в данном комплексе к развитию физической культуры личности обучающихся, и, в частности, особое внимание уделено компетентностному подходу. Обоснована необходимость повышения уровня физкультурной образованности обучающихся как одного из важных факторов формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Ключевые слова: новый физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», обучающиеся, общее физкультурное образование, 85 компетентностный подход, инновационные психолого-педагогические технологии.
Основу любой современной образовательной системы (к которой, несомненно, относится и новый комплекс ГТО) в качестве генеральной ценности должно быть заложено гуманистическое мировоззрение. Гуманизм как особое направление общественной мысли связан с утверждением ценности и достоинства человека и стремлением так организовать его жизнь, чтобы она соответствовала его действительной сущности. Поэтому, целенаправленное управление развитием физкультурно-спортивных потребностей должно происходить с учетом всех факторов и условий, которые дают возможность повысить эффективность решения проблем формирования физической культуры личности и развития мотивации обучающихся к решению задач нового физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
По нашему мнению, практическая реализация данного проекта должна обязательно происходить с опорой на компетентностный подход что, несомненно, станет его главной отличительной особенностью от предшествующих. В отличие от комплексов ГТО, разработанных ранее, при реализации нового проекта специалистам необходимо уделить особое внимание решению таких актуальных проблем как: повышение продолжительности жизни граждан; формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни; повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием инновационных технологий.
В новом Комплексе ГТО значительное внимание уделяется развитию способностей обучающихся к практическому применению физкультурных знаний, умений и навыков по следующим разделам: влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности; гигиена занятий физической культурой; основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта; основы методики самостоятельных занятий; основы истории развития физической культуры и спорта; овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности [1].
Высокий уровень физкультурной образованности является необходимой предпосылкой для гармоничного развития личности, воспитания двигательных способностей, необходимых в повседневной деятельности и формирования осознанной потребности в систематической двигательной активности [2-4]. Все это в совокупности является важной предпосылкой для реализации одной из задач нового комплекса ГТО связанной с увеличением числа занимающихся физической культурой и массовым спортом. Как показывает практика, в настоящее такие занятия часто осуществляются самостоятельно, без наблюдения и контроля со стороны специалистов, поэтому занимающиеся (ввиду отсутствия необходимых знаний, умений) часто не в состоянии грамотно, квалифицированно планировать и осуществлять свою двигательную деятельность. Более того, существующие в настоящее время подходы к реализации теоретического раздела программ по физической культуре в учреждениях образования не способствует повышению уровня физкультурной образованности обучающихся на достаточном для повседневной жизнедеятельности уровне. А ведь только на базовой основе качественно усвоенных знаний выполнение двигательных действий приобретает осознанный характер, вырабатываются практические умения и навыки, формируются убеждения о пользе физкультурно-спортивной активности и положительная мотивация к принятию ценностей физической культуры, что является необходимой предпосылкой к организации и ведению здорового образа жизни, и, следовательно, осознанного принятия требований нового комплекса ГТО как личностно значимых.
Наличие осознанной потребности в двигательной деятельности является особым состоянием личности, благодаря которому осуществляется регулирование ее поведения, развитие физкультурного мышления и ее 87 волевых качеств [5]. Поэтому, содействие воспитанию такой потребности является одной из основных задач содействующих ценностному восприятию обучающимися норм и требований данного комплекса. Реализация существующих потребностей в физкультурно-спортивной деятельности также оказывает существенное влияние и на удовлетворение других потребностей обучающихся (даже если они являются неосознанными): здоровьезберегающих – в укреплении здоровья, активном отдыхе, релаксации, в движении; общественно-педагогических – общении со сверстниками, самореализации, самоутверждении, общественном признание и др.
Физкультурная активность представляет собой субъективное отношение человека к данной деятельности и предстает в единстве внутренней и внешней структуры. Внутренняя структура включает в себя со стороны личности знания, мотивы, умения, навыки и способности к выполнению данной деятельности, а внешняя структура – это уже реальная физкультурно-спортивная деятельность. В противовес сложившемуся примитивному пониманию физической культуры как двигательной деятельности, направленной на развитие физической оболочки человека, важно сформировать в социуме новое представление о ценностях физической культуры, характеризующих ее как социальный феномен, оказывающий интегративное, системное влияние на личность. Основополагающим фактором, влияющим на любой процесс связанный с воспитанием или образованием является система ценностей. В ценностных категориях выражены предельные ориентации целеполагания человека. Система ценностей выступает в качестве наиболее эффективного способа регуляции деятельности, поэтому на ее основе должны развертываться более конкретные и специализированные компоненты функциональной структуры и сам способ организации деятельности.
Общее физкультурное образование обучающихся в настоящее время направлено на формирование у них специальных компетенций, обеспечивающих реализацию личностно-значимых потребностей, связанных с физическим самосовершенствованием. Наличие таких компетенций является необходимым условием повышения качества индивидуальной и групповой двигательной активности, осуществления различных видов физкультурно-спортивной деятельности, и, несомненно, развития мотивов и потребностей к выполнению требований нового комплекса ГТО.
Опора на компетентностный подход при внедрении нового проекта ГТО в систему образования будет способствовать качественной модификации потребностей обучающихся, переходу их с ранг осознаваемых и, 88 следовательно, станет движущей силой изменений в привычном стиле их жизнедеятельности. На основе осознанной потребности будет повышаться интерес, который, в свою очередь, будет содействовать развитию мотивации занимающихся к выполнению требований и нормативов нового комплекса и повышению их двигательной активности.
Физкультурные знания являются базисным компонентом нового комплекса ГТО. На основе межпредметных знаний из области физической культуры, выполнение двигательных действий приобретает осознанный характер, так как при этом формируются убеждения в пользе физкультурно-спортивной активности и положительная мотивация к принятию ценностей физической культуры. Это является основой к самоорганизации и самопостроению студентами здорового стиля жизни, что во многом предопределяет отношение к здоровью членов их будущих семей и трудовых коллективов.
Процессы гуманизации и гармонизация физического воспитания, являясь одними из приоритетных направлений, во многом определяют его личностно ориентированный характер. Для того, чтобы обеспечить положительный результат и творческую самореализацию обучающихся в контексте требований компетентностного подхода, необходимо отказаться от «командно-строевых методов», применение которых препятствует формированию ценностного отношения к физической культуре личности. При этом, при решении задач нового комплекса ГТО важно обеспечить реализацию следующих субъективных факторов и условий: гуманистическая ориентация процесса физического воспитания; системная и не декларативная реализация принципов сознательности и активности, научности, прочности, индивидуализации и доступности; повышение качества теоретик методической подготовки обучающихся; воспитание потребности в реальной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; учет психологических и физических личностных особенностей; субъект субъектные отношения специалистов и обучающихся, наличие эффективной обратной связи на основе современных информационных технологий и активное внедрение в практику физического воспитания психолог педагогических инноваций.
Список литературы
1 О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО): Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172.
2 Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 366 с. 89
3 Дворак В.Н. Физкультурное образование обучающихся: уч.-метод. пособие/В.Н Дворак, М.Г. Кошман. – Гомель: ГУО «ГОИРО», 2015. – 50с.
4 Дворак В.Н. Концептуальные основания общего физкультурного образования студенток / В.Н. Дворак, В.А. Коледа, // Вопросы физического воспитания студентов вузов: сб. науч. ст. / редкол.: В.А. Коледа (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2014. – С. 5-11.
5 Коледа В.А. Физическая культура в формировании личности студента / В.А. Коледа. – Минск: БГУ, 2004. – 167 с.
Октябрь 2021