Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Макарова В.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МАТЕМАТИКЕ «ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ВО 2-3 КЛАССАХ»

Библиографическое описание:
Макарова В.В. Методическая разработка по математике «Задания для активизации мышления учащихся на уроках математики во 2-3 классах» // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом.

Активизировать – значит побудить к активности, усиливая деятельность, оживить (толковый словарь русского языка – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов).

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так,

чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Исходя из этого – ведущая цель моей педагогической практики – максимально раскрыть перед ребенком спектр математических знаний через активацию мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. Как научить всех? Одним из реальных механизмов, позволяющий ответить на этот вопрос, являются различные формы и методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.

В своей педагогической практике я применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, изучаемого материала, темы.

Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною:

-использование проблемной ситуации при объяснении нового материала (через решение задач, связанных с жизненной практикой)

-решение занимательных задач

-частично – поисковый метод

-использование на уроках ИКТ

-различные формы работы с книгой

- игровые формы

Например:

А) Устный счет в виде математической зарядки (учитель поочередно показывает классу карточки с ответами верными и неверными, а ученики в ответ делают определенные движения. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Зарядка может состоять из 2-3 упражнений по самым разным темам. Ребята и сами могут готовить такие карточки.

Б) Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот направо, неправильный – поворот налево.

Одним из эффективных средств активизации мышления учащихся являются дидактические игры, разработанные с учетом возрастных особенностей учащихся, а также в зависимости от момента в изучении данной темы. В своей практике я использую дидактические игры и игровые ситуации при выработке навыков, формировании умений и при повторении материала.

«Парная игра», цель которой развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры. Ученики получают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

При решении задач необходимы задания с учетом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим – карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие задачи:

Например: В одном ряду росло 9 кустов смородины. В другом ряду на 3 куста меньше. Сколько кустов смородины росло в двух рядах?

Задание 1

Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Задание 2

Запиши краткую запись и реши задачу.

I - … куст.

II -? на сколько яблок меньше?

Всего -?

Задание 3

1.Найди, сколько кустов смородины во 2 ряду..

2.Ответь на вопрос задачи.

Задание 4

Запиши краткую запись и решение задачи.

Сделай пояснение к каждому действию

I – 9 куст.

II -? на … меньше

Всего -?

1) 9-3=6

2) 9+6= …

При составлении заданий необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других – предложить задание творческого характера.

Например, при решении задачи «В одном пенале 10 карандашей, в другом пенале на 3 карандаша больше. Сколько карандашей в двух пеналах?» - можно предложить ученикам карточки с учетом уровня их способностей:

1. Закончи краткую запись:

I - … каранд.

II –? на 3 каранд. больше

Всего -?

Запиши выражение для ответа на вопрос: Сколько карандашей в другом пенале?

9 + … = …

Используя схему, закончи решение задачи, запиши ответ:

(9+…) +…=…

2. Закончи краткую запись:

I - …

II-? на … каранд. больше

Всего -?

Используя схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:

(… + …) + … =

3. Используя опорные слова, сделай краткую запись:

I - …

II - …

Всего - …

Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.

4. Сделай краткую запись. Запиши и реши задачу.

Замени в условии слово больше на меньше. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием.

Для учащихся, испытывающих затруднения, можно предложить задачи помощники (более простая задача или задача, которая является частью другой задачи). Например, перед решением задачи связанной с жизненной практикой: Дорожники отремонтировали 10 500 м дороги за 2 месяца. В первый месяц отремонтировали 6 000 м. В какой месяц дорожники отремонтировали дороги больше и на сколько? – предлагается задача: «В спортивной секции занимались 16 человек. Причем мальчиков – 5 человек. Кого было в секции больше и на сколько?

Решение более легкой задачи поможет установить общее и различное в задачах, помочь ученику приступить к решению задачи с большими числами.

Активизации мышления учеников помогает форма работы в паре. При подготовке к решению простых задач даются четкие указания к выполнению задания, записанные в таблице:

а) Учащиеся активно решают в паре задачи «цепочки» с целью отработки решения простых задач и подготовки к решению составных задач.

1 вариант

Было 25 ведер воды. Стало

Взяли 14 ведер … ведер

Добавили 8 ведер … ведер

Взяли 9 ведер … ведер

2 вариант

Было 25 ведер воды. Стало

Взяли … ведер 11 ведер

Добавили … ведер 17 ведер

Взяли … ведер 16 ведер

б) Даны примеры:

35 – 17 36 + 12

30 – 16 19 + 12

72 – 37 47 – 28

65 – 50 38 – 18

1 варианту – выписать все примеры, в ответе которых четные числа. 2 варианту – выписать все примеры, в ответе которых нечетные числа. Сложи полученные ответы. Если в результате получится число 100, то примеры выписаны и решены верно.

в) Спиши числа:

22, 31, 6, 9, 13, 25, 3, 7

1 вариант – увеличь каждое однозначное число в 3 раза, 2 варианту – уменьши каждое двузначное число на 4. Сравни полученные результаты.

Для закрепления вычислительных навыков полезны задания с элементами самоконтроля.

Упражнения вычислительного характера, направленные на формирование УУД контроля:

- задания на нахождение ошибки с помощью сверки с образцом (образец может даваться в виде полного решения заданий; включать только промежуточные и конечные результаты, получаемые при решении заданий; состоять только из конечных результатов):

Найди ошибку в примере (54 – 18): 9 = 54: 9 + 18: 9 = 8, если затрудняешься, воспользуйся образцом – подсказкой: (35 – 25): 5 = 35: 5 – 25: 5 = 2.

- задания на проверку решения обратным действием:

Реши пример столбиком 1634 + 3261, сделай проверку.

- примеры – цепочки:

12 * 3 = … * 2 = …: 9 = … * … = 0

Закрепление вычислительных умений:

- электронные тренажеры (табличные случаи деления и вычитания, работа с величинами и др.)

- электронные интерактивные задания с ответной реакцией (режим «Самопроверка» - ученику предоставляется право совершать ошибки и возможность их исправления для перехода к следующему заданию; режим контроля знаний - формируется группа из нескольких заданий, выполнение которых позволяет объективно оценить знания ученика по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).

Данные виды заданий положительно влияют на активизацию мыслительной деятельности учащихся, совершенствуют умения последовательно излагать свои мысли. Являются важным этапом в формировании умения работать самостоятельно и совместно над выполнением задания.

Список литературы, используемой при подготовке работы:

Н.Е.Пряникова «Творческая мастерская учителя начальных классов»

С.А.Лёвина «Начальная школа (математика)»

И.И.Моро, А.М.Пышкало «Методика обучения математике в начальных классах»

М.В.Василенко «Математика в таблицах»

Л.Г.Моршнева «Дидактический материал по математике»

Н.А.Виленкин «За страницами учебника математики»

О.И.Герман «Математика Карточки заданий»

Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Правила и упражнения по математике для начальной школы»