Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Радченко Елена Владимировна
воспитатель
ГБОУ ООШ с. Мокша СП Детский сад "Радуга"

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Инклюзивное образование предлагает путь объединённости.

Во ФГОС ДО говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования включается в Основную образовательную Программу ДОУ.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

В нашей разновозрастной группе пять детей ОВЗ 4-6 лет с тяжелым нарушением речи. Их речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально поднять планку.

Ключевой момент моей коррекционной работы - одновременное погружение ребенка как восприятие и понимание речи, так и в формирование собственной речи. Поначалу я предлагаю достаточно простые упражнения, постепенно они усложняются.

Программа занятий стимулирует познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интереса детей. От того насколько активно ребенок участвует в занятиях, зависит не только возможность преодоления речевых нарушений, но и способности к обучению на протяжении всей жизни.

Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. словесная работа вызывает большое напряжение внимания и соответственно большую утомляемость.

Для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи использую разнообразные методические приёмы. Каждый приём содержит систему постепенно усложняющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры, учитывая индивидуальность ребёнка, его общее развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения.

В своей работе использую методы: диалог, имитации и звукоподражания, стихи, чтение.

Диалог. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Пусть первые ответы ребёнка всего лишь отдельные слова, но они дают ему общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания. Замена слов адекватными жестами свидетельствуют о желании общаться.

Развитию диалога помогают инсценировки, вопросы, театр.

1. Инсценировка. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, маленьких сказок, с использованием иллюстраций. Если ребёнок не может дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. для инсценировок использую тексты Б. Заходера «Кискино горе», «Ёжик», «Ну и мышонок», И. Токмакова «На лошадке ехали», В. Бианки «Лис и мышонок», потешки из русского фольклора, сказки Сутеева, Носова.

2. Вопрос. Их хорошо использовать при режимных моментах, на прогулке, в игре, при рассматривании картинок и др.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа: «Да - нет». их задают в часто повторяющихся ситуациях: «Хочешь пить?», «Будем играть», «Видишь машину» и т.д.

Вторая серия вопросов - усложнённый вариант игры «Да - нет» ребенка ставя в ситуацию, когда реальные действия не соответствуют смыслу вопроса. Например: «Ты сидишь?» (Ребёнок идет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят ребёнка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия вопросов - осмысление ответов на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Кто летит?», «Кто бежит», «Что тут растёт?». вопросы задаются о предметах, растениях и животных на иллюстрациях, на прогулке, на мониторе компьютера.

На начальном этапе у ребёнка могут возникнуть трудности с произношением. Воспитатель, принимая любой вариант ответа, сам обязательно произносит правильный.

При отборе речевого материала для занятий начинаю с одно- и двусложных слов, постепенно переходя к трехсложным.

Четвёртая серия - вопрос «Что делает?», который ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы.

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Ожидаются ответы: «Там, тут, здесь, вон».

Театр. Театр – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития. Коррекционная работа строится по принципу усложнения. Сначала дети являются просто слушателями и зрителями. Речь взрослого в этот момент служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель действует за персонажей, имитирует ролевые движения, как говорит. В работе используются фланелеграф и картинки к сказке, настольный театр, пальчиковый театр и т.д.

Затем творческая активность детей увеличивается. Ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Активность детей нарастает от игры к игре, они запоминают текст, перевоплощаются, овладевают средствами выразительности.

Имитация и звукоподражание.

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали.» побуждают ребёнка вслед за воспитателем изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Подражание облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. Читаем с детьми отрывок из сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино», где почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает.

Стихи. Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова. Дети, имеющие речевые нарушения, часто с трудом запоминают даже небольшие стихи и тексты. Заучивание наизусть всегда трудно. Дети сначала только слушают стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривая лишь несколько слов. Для заучивания подбираются такие стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия.

Чтение. В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пытаются произносить те слова и слоги, которые им предоставляют для чтения. Не страшно, что слова при этом выговариваются недостаточно чётко. Важно, что они становятся базой для развития речи. Для начала на карточках пишу крупными печатными буквами два-три коротких слова - названия предметов, хорошо знакомых ребёнку. На обратной стороне карточки изображается этот предмет. (Дом, мяч, хлеб). Воспитатель читает, что написано на карточках, а потом предлагает ребёнку прочитать самому. Если ребёнок не справляется с заданием, разрешается посмотреть на картинку подсказку. Постепенно количество карточек увеличивается, слова удлиняются.

Речевое развитие нельзя считать полноценным пока словарь включает в себя только названия отдельных предметов. Чтобы ребёнок научился строить высказывание необходимо целенаправленно учить его словам действиям. Для формирования предложений использую «Лото - глаголы».

Как правило у детей с нарушением речи недостаточно развита мелкая моторика. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук со своими воспитанниками провожу ежедневно, начиная с пальчиковой гимнастики в сопровождении стихов и потешек.

Благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как: нанизывание на шнурок бусин, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек; наматывание разноцветных ниток на катушки; сортировка мелких предметов (бусины, ракушки, шишки, пуговицы). Важно научить ребёнка одной рукой держать баночку, а другой – брать предметы по одной и вложить в баночку.

Выкладываем дорожки для игрушки из мелких камушков и ракушек.

Провожу упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая «шарики», «дорожки» и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги делаем аппликацию.

В развитие графической моторики особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие; выкладывание фигурок из счётных палочек.

С удовольствием дети играют в дидактические игры: «Дорисуй прищепками», «Нарисуй шнурочками».

Артикуляционная гимнастика – залог успеха

коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При выполнении артикуляционной гимнастики идём от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения проводятся медленно перед зеркалом, постепенно темп упражнений увеличивается.

К концу учебного года наблюдается положительная динамика в речевом развитии каждого ребёнка. Дети активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми, участвуют в совместных играх. Словарный запас детей значительно обогатился, формируется фразовая речь, которая служит средством общения. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание». №10. 2002.

2. Журнал «Ребенок в детском саду». №3. 2010.