Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Наева Н.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Наева Н.В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех,
которые проявляются в результате активного участия хотя бы в
самой маленькой поисковой исследовательской работе
А. Н. Колмогоров

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

• Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

• Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

• Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

• Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает. Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

• Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

• Уметь работать в команде и обладать навыками общения

• Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

• Эффективно использовать знания реальной жизни

• Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС - формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Проект – это:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая-то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Важно продумать темы проектов при разработке рабочих программ по предмету. Темы проектов должны быть прописаны в разделе «Содержание»

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

- практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете);

- исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

- ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры);

2) По продолжительности: мини – проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до года), долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников: индивидуальные (личностные – проект, выполняемый одним учащимся), парные (выполняется двумя учащимися), групповые (проект, выполняемый группой (группами) учащихся).

4) По охвату предметов: монопроект (монопредметный - проект по одному учебному предмету); межпредметный проект (проект, объединяющий несколько предметных областей) и свободный (тема проекта выходит за рамки школьного обучения).

5) По форме продукта

Этапы проектной деятельности:

Этап 1. Подготовительный. Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

«Мозговой штурм». Принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей; приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи; идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей; нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей; необходимо записывать все идеи.

Этап 2. Планирование. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Лист планирования

п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Место и время проведения совместных обсуждений

Ответственный

Этап 3. Реализация проекта. Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Этап 4. Презентация проекта. Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке. Защита проекта. Театрализованное представление. Демонстрация видеофильма. Презентация веб-сайта и др.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

• Определяет цель деятельности

• Открывает новые знания

• Экспериментирует

• Выбирает пути решения

• Активен

• Субъект обучения

• Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

• Помогает определять …

• Рекомендует источники информации

• Раскрывает возможные формы работы

• Содействует прогнозированию результатов

• Создаёт условия для активности школьника

• Партнёр ученика

• Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

Паспорт проекта

1.

Название проекта

Предмет

2.

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины

3.

Тип проекта

4.

Цель проекта

5.

Задачи проекта

6.

Руководитель и консультанты проекта

7.

Возраст участников проекта

8.

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)

9.

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

10.

Предполагаемые продукты проекта

11.

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

12.

Необходимое оборудование и ресурсы



Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование. Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично. Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока»