Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Гусева Ирина Николаевна,
учитель географии и основ православной культуры,
МОУ «РПКГ»,
г. Саратов
Развитие обучающихся через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС
Аннотация. В работе освещены актуальные вопросы познавательно-исследовательской деятельности детей как одного из видов деятельности, определяющей ход личностного развития ребенка.
Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, исследовательское обучение, социально-коммуникативное развитие, культурные практики.
В период, когда кординально меняются качественные подходы к содержанию современного образования, особенно важна продуктивная реализация образовательной и воспитательной деятельности, поскольку именно в образовательных учреждениях закладывается своеобразный базис знаниевой составляющей обучающихся.
На учителя возлагается особая миссия – подготовить ребенка не только к социализации в школьной среде, но и к жизни в целом. Да, звучит громко, броско, но это неопровержимый факт. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в образовательном и воспитательном процессе необходимо акцентировать внимание на исследовательскую деятельность детей, соблюдая преемственность. Далеко не случайно глава Российской академии наук Александр Сергеев предложил дополнить Единый государственный экзамен заданиями на развитие креативного мышления у подростков [3]. По мнению А. Сергеева, задания на креативность позволят сделать так, чтобы старшеклассники больше занимались творчеством и меньше заучиванием материала. Глава Российской академии наук считает, что подростки в 11 классе перестают расширять свой кругозор, а только концентрируются на выбранных экзаменах, забывая, про все остальные предметы. Он отметил, что в настоящее время экзамен не позволяет тренировать школьников на развитие творческого и креативного начала.
Именно поэтому одним из способов развития креативного мышления школьников является внедрение в практику познавательно-исследовательской деятельности. И начинать это внедрение необходимо, как уже было отмечено выше, как можно раньше.
Сегодня одним из главных направлений в системе образовании является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где зачастую необходимо проявлять исследовательское поведение.
Так, Хмелькова Е.В. выделяет экпериментирование в качестве основного вида поисковой деятельности [4], поскольку сама поисково-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, выступает средством и механизмом социально-коммуникативного развития школьников.
По выражению Поддъякова А.Н., принципиальным отличием ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности от других видов является то, что в ней цель деятельности не поставлена, цель выявляется и проясняется во время исследования [2]. (Заметим, что это полное соответствие требованиям ФГОС!) При этом ребенок может сам предложить тему исследования, а взрослый будет выступать в качестве модератора.
Можно поспорить, что для младшего школьного возраста такой подход слишком сложен. Но ведь мы и учитываем уровень темы и проблемы исследования! Главное – дать волю творческому подходу ребенка, не пресекать его энтузиазм и любознательность. Он непременно должен оказаться в ситуации успеха, а педагог, выступающий в роли модератора, должен способствовать этому. Только почувствовав себя «ученым», школьник проявит дальнейший интерес к исследовательской деятельности.
Всегда следует помнить, что активность детей идет от активности, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, в дальнейшем становятся продуктом самого ребенка, поскольку он их воспринимает и принимает как свои собственные [2]. На основе этого педагог создает необходимые условия для формирования познавательных действий, которые, в свою очередь, ложатся в основу становления сознания ребёнка. Параллельно происходит целенаправленное развитие воображение, творческой активности.
Обобщая вышесказанное, мы приходим к понятию «культурные практики», которое так же применительно в рамках исследуемой проблемы.
Согласно Крыловой Н.Б., культурные практики – это автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми, приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали, волевых усилий [1].
Культурные практики подразумевают, в первую очередь, поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения, нацеленных на удовлетворение различных прагматических и познавательных потребностей. Примечательно, что главная особенность культурных практик заключается в том, что естественный ход познания преобразовывается в образовательную деятельность.
Таким образом, можно констатировать, что:
- познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место в обучении и воспитании школьников;
- основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей;
- является средством и механизмом социально-коммуникативного развития;
- в процессе познавательно-исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей.
Было бы не вполне корректно отмечать только позитивные изменения. Конечно, имеется и ряд моментов, требующих в дальнейшем более детального подхода в разрешении объективных и субъективных проблемных ситуаций. В частности, это:
- недостаточная материально-техническая база для проведения исследований с детьми;
- соответствие выбранной ребенком темы исследования программным требованиям (в этом случае важно корректно перенаправить его идею в нужный формат исследования);
- соблюдение всех этапов исследования (наибольшая сложность возникает в начале – создание условий для мотивации, и в конце – убеждение в обоснованной необходимости завершить исследование, т.к. некоторые исследования требуют определенных временных рамок, а у ребенка не всегда достаточно терпения, чтобы подождать какое-то время).
Список используемой литературы и источников:
1. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики: Кн. для молодого педагога, ищущего альтернатив. Пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. – М.: Нар. образование, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 441 с.
2. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 463 с.
3. Официальный сайт электронного издания «ГАЗЕТА.RU» // Электронный ресурс: URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2019/11/25/n_13736906.shtml (дата обращения 20.07.2021 г.)
4. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности школьников // Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov/viewer (дата обращения 20.07.2021 г.)
Июль 2021