Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Агеева Татьяна Михайловна,
воспитатель,
Гаврилова Светлана Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ "Детский сад № 130",
Чувашская Республика, г. Чебоксары
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье представлен опыт использования технологий социализации детей дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности, где присутствуют дети с ОВЗ.
Ключевые слова: толерантность, дружеские отношения, социализация, социальная ситуация развития.
В современном мире обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья проходит красной нитью сквозь все сферы системы образования. Дошкольное образование не исключение. Являясь первой ступенью, сенситивным периодом всестороннего развития ребенка, дошкольное детство является самым ответственным этапом в становлении личности ребенка с особыми потребностями. Педагоги детского сада призваны учитывать индивидуальные особенности здоровья таких детей, максимально оптимизировать социальную ситуацию развития как средство успешной социализации ребенка. Равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализация в детском коллективе – одни из приоритетных задач дошкольной педагогики.
Для осуществления воспитания и обучения детей с особенными образовательными потребностями необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания, развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Наличие в группе ребенка с ОВЗ требует особого внимания к нему со стороны воспитателя, умение совместно с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, создать единое образовательное пространство.
С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа «Доступная среда», цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «доступная», «безбарьерная» среда в настоящее время упоминается во многих законодательных актах РФ и субъектов РФ. По определению В.Н. Куницына, в широком смысле данная среда – это пространство, которое создает комфортные и безопасные условия для людей с ОВЗ.
В настоящее время система дошкольного образования серьезно реформируется. Это обусловлено, прежде всего, появлением ФГОС ДО и других правовых и нормативных документов.
Будучи воспитателями группы общеразвивающей направленности предлагаем вашему вниманию опыт работы в данном направлении. В нашей группе три ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. В целях снятия эмоционального напряжения в детском коллективе, удивляющихся изучающих взглядов или даже высказываний в адрес особенных детей, в целях создания комфортной психологической атмосферы, мы решили развивать у детей дружеские отношения.
Как мы это делаем?
Каждое утро в нашей группе проводится утренний круг «Утро добрых встреч», где мы приветствуем друг друга, желающие рассказывают о своих новых впечатлениях в семье, на прогулке, обязательно мы проговариваем кого сегодня нет, по какой причине, для того, чтобы дети понимали, что группа это единый организм, что здесь важен каждый, потому что он чей то друг, потому что у него есть хорошие качества. Завершаем наш круг пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями на развитие мелкой моторики.
Совместная творческая деятельность очень плодотворно проходит в нашем детском коллективе. Для закрепления дружеских отношений, умения работать в паре, команде часто организуются такие формы работы как творческая мастерская, коллаж, лента событий. Для развития творческой деятельности мы используем разные техники: традиционные (аппликация, лепка), нетрадиционные (рисование пластилином, восковыми мелками, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц).
В группе также эффективно функционируют родительская гостиная, детско-родительские мастер-классы. Всем известно, да и практика показывает, что рядом с мамами дети более эмоционально раскрепощены, родитель имеет другое более сознательное влияние на них. И когда наша группа соединяется в единый творческий коллектив, конечно же, все забывают о различиях в здоровье, во внешности, в возможностях.
Еще одна дружелюбная традиция нашего мини-коллектива – это ведение портфолио ребенка. Каждый малыш заполняет папочку, кладет туда свои труды (картинки, аппликации, открытки, просто письма), то, что дорого ему. Мы привыкли презентовать продукт деятельности. Дети во время вечернего круга рассказывают, или при поддержке воспитателя или мамы, или самостоятельно, о своем рисунке, поделке свои сверстникам. Так одновременно развиваются навыки самопрезентации, культура выступления на публике, обогащается речь, развивается умение слушать друг друга. А самое главное на наш взгляд – это понимание ребенком своей индивидуальности, значимости.
В группе ведется работа по реализации муниципального проекта «Театр глазами детей». Театр – это волшебная страна, где можно перевоплотиться в любого героя, можно примерить на себя роль сильного, слабого, хитрого, благородного и т.п. Театр позволяет раскрепоститься, проявить себя, увидеть себя со стороны, почувствовать свои таланты. Так, театрализованные игры, постановки благотворно влияют на развитие у детей терпимости, уважения друг к другу. Работа в команде, достижения единой цели – залог взаимоизучения, взаимопринятия, взаимоуважения. Детям очень нравится наряжаться в разные костюмы.
Опыт показывает, что за время нашей совместной жизнедеятельности в группе, детском саду произошли позитивные изменения во взаимоотношениях детей. Дети с нормой развития более ответственно относятся к своим друзьям с особенными потребностями: оказывают им помощь в режимных моментах, защищают в спорных ситуациях. Дети с ОВЗ стали более активными и инициативными, деятельными.
Таким образом, представленный опыт и положительная динамика коммуникативной культуры и психологической атмосферы в детском коллективе показывает результативность формирования дружеских отношений детей в целях успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Март 2021