Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Семеновых Анжела Анатольевна,
Зуева Ирина Геннадьевна,
воспитатели коррекционной школы-интерната
МБОУ «С (К) СОШИ»,
Пермский край, г. Чусовой
Использование современных цифровых технологий в воспитательном процессе коррекционной школы-интерната
Коррекционная школа сегодня это, как и всякая другая школа, - школа цифрового века.
На современно этапе развития коррекционной педагогики уже доказана необходимость применения компьютерных инструментов в учебном процессе. Уникальная возможность компьютера заключается в том, что удаётся «достраивать» те условия обучения, которые необходимы, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.
В коррекционной школе — интернате воспитатели, стали использовать в своей практике цифровые технологии, так как анализ изученной литературы показывает, что компьютерные средства представляют для воспитателя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Воспитателю, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить основные задачи специального обучения: применять компьютерные технологии для развития детей с коррекцией психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей, имеющих сложную структуру дефекта.
Составляя и разрабатывая занятие, необходимо помнить о том, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
В процессе занятий детей на интерактивной доске, работая с компьютером улучшаются их память и внимание. Дети обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Вот поэтому, практически каждое занятие необходимо тщательно продумывать и составлять.
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей любого возраста. Так при проведении занятия, дети часто устают, поэтому предлагаем им различные программы с физминутками для глаз, с музыкой и движениями. Применение информационных технологий в процессе коррекции системного недоразвития детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. Все занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные задачи. Одной из главных задач, стоящей перед коррекционным педагогом — воспитателем является активизация речевой и познавательной деятельности детей, со сложной структурой дефекта и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего процесса социализации. Для реализации этих задач возникает необходимость применения в практике работы воспитателя информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Огромная часть информации воспринимается нашими детьми через зрительный анализатор. Учитывая это, мы решили мобилизовать зрительное восприятие детей с особенностями в развитии, применяя информационные технологии, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным занятиям, с которыми раньше дети, с особенностями в развитии не встречались. Компьютер сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта усвоения материала.
Необходимым условием применения информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе детей интерната является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития. Симбиоз работы воспитателя позволяет избегать чрезмерного возбуждения или переутомления детей со стороны эмоционально-волевой сферы и контролировать уровень развития познавательной активности. Воспитателем в полной мере соблюдается девиз специальной педагогики и психологии: «Не навреди!» Материал, который используется на занятиях ориентирован на контингент воспитанников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться даже при индивидуальной работе с ребенком со сложной структурой дефекта. Воздействие учебного материала на детей во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию Детей привлекает новизна проведения занятия с использованием информационных технологий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой дети со сложной структурой дефекта, с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у них пропадает страх перед компьютером.
При проведении занятий необходимо заботиться об обратной связи с ребенком. Информация должна активизировать речевое общение, вызывающее детей на диалог. Использование информационных технологий показало, что у детей со сложной структурой дефекта повысилась мотивация и интерес к занятиям.
Таким образом, воспитанники нашего интерната, имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение и воспитание, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, которые мы используем на каждом своём занятии. Сегодняшние наши воспитанники должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных технологий в образовательный процесс.