Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

ПРОЕКТ «ШАХМАТЫ»

Кистанова Тамара Геннадьевна
музыкальный руководитель
Миссарова Елена Анатольевна
инструктор по физической культуры
СП ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Тимашево детский сад "Золотой ключик"

«Шахматы – это спорт, борьба,
А в борьбе выигрывать без риска
Трудно и, главное, скучно».
Н. Гаприндашвили

Игра в шахматы актуальна во все времена, ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.[1] Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их обобщать, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. Содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др., поэтому начинать обучать мудрой игре желательно, как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном ребёнку.[2]

В школе с. Тимашево много лет ведётся шахматный кружок. Предположив, что игре в шахматы можно обучать детей ещё до школы, мы провели анкетирование и выяснили, что родители будут очень рады, если с детьми будет заниматься специалист. Разработав проект на один год для детей подготовительной группы, а также занятия в игровой форме с разными сказочными персонажами, и, пригласив специалиста в наш детский сад, мы приступили к реализации нашего проекта. Результат не заставил себя ждать. Дети стали усидчивее, внимательнее, терпеливее. В начальной школе дети стали участвовать в различных турнирах и соревнованиях, появились первые дипломы и медали.

Увидев положительный результат, мы предположили, что если детей обучать мудрой игре в шахматы уже с четырех лет, то цепкая память и удивительная любознательность младших дошкольников позволят увлечь их игрой в шахматы, а также поможет успешному обучению в школе. Работая по проекту со средней группы, теперь уже дошкольники участвуют в соревнованиях не только местного, районного и областного, но и всероссийского уровня, и завоёвывают призовые места.

Цель проекта:

Формирование устойчивого интереса к игре в шахматы. Развитие любознательности и потребность в приобретении новых знаний.

Задачи:

1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, вход фигур, взятие, начальная позиция и т. д.)

2. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

3. Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

4. Познакомить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

5. Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии на всех её стадиях: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.

6. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

7. Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.

Проект рассчитан на три года.

Участники проекта: дети 4 – 7 лет.

Проект состоит из трёх блоков: «Работа с детьми»– «Работа с родителями» – «Работа со специалистами».

В первом блоке «Работа с детьми» форма работы включает в себя кружковую работу. В неё входят:
художественное творчество, художественная литература, дидактические игры, развлечения, викторины, соревнования.

Во втором блоке «Работа с родителями» форма работы включает в себя

родительские собрания, экскурсии, развлечения, рекомендации, шахматные турниры

В третьем блоке «Работа со специалистами» форма работы включает в себя:
мастер классы, викторины, рекомендации

К концу подготовительной к школе группы дети знают основные шахматные понятия, умеют сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решают и объясняют ход решения учебной задачи, знают правила поведения партнеров во время шахматной игры. Они владеют основополагающими принципами ведения шахматной партией на всех её стадиях: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.

Список литературы

1. «Малыши играют в шахматы» книга для воспитателей детского сада В.Г. Гришин

2. «Шахматы для самых маленьких» книга сказка для совместного чтения родителей и детей И.Г. Сухин «Издательство Астрель», 2007 год