музыкальный руководитель
Миссарова Елена Анатольевна
инструктор по физической культуры
СП ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Тимашево детский сад "Золотой ключик"
«Шахматы – это спорт, борьба,
А в борьбе выигрывать без риска
Трудно и, главное, скучно».
Н. Гаприндашвили
Игра в шахматы актуальна во все времена, ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.[1] Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их обобщать, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. Содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др., поэтому начинать обучать мудрой игре желательно, как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном ребёнку.[2]
В школе с. Тимашево много лет ведётся шахматный кружок. Предположив, что игре в шахматы можно обучать детей ещё до школы, мы провели анкетирование и выяснили, что родители будут очень рады, если с детьми будет заниматься специалист. Разработав проект на один год для детей подготовительной группы, а также занятия в игровой форме с разными сказочными персонажами, и, пригласив специалиста в наш детский сад, мы приступили к реализации нашего проекта. Результат не заставил себя ждать. Дети стали усидчивее, внимательнее, терпеливее. В начальной школе дети стали участвовать в различных турнирах и соревнованиях, появились первые дипломы и медали.
Увидев положительный результат, мы предположили, что если детей обучать мудрой игре в шахматы уже с четырех лет, то цепкая память и удивительная любознательность младших дошкольников позволят увлечь их игрой в шахматы, а также поможет успешному обучению в школе. Работая по проекту со средней группы, теперь уже дошкольники участвуют в соревнованиях не только местного, районного и областного, но и всероссийского уровня, и завоёвывают призовые места.
Цель проекта:
Формирование устойчивого интереса к игре в шахматы. Развитие любознательности и потребность в приобретении новых знаний.
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, вход фигур, взятие, начальная позиция и т. д.)
2. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
3. Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
4. Познакомить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
5. Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии на всех её стадиях: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.
6. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
7. Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.
Проект рассчитан на три года.
Участники проекта: дети 4 – 7 лет.
Проект состоит из трёх блоков: «Работа с детьми»– «Работа с родителями» – «Работа со специалистами».
В первом блоке «Работа с детьми» форма работы включает в себя кружковую работу. В неё входят:
художественное творчество, художественная литература, дидактические игры, развлечения, викторины, соревнования.
Во втором блоке «Работа с родителями» форма работы включает в себя
родительские собрания, экскурсии, развлечения, рекомендации, шахматные турниры
В третьем блоке «Работа со специалистами» форма работы включает в себя:
мастер классы, викторины, рекомендации
К концу подготовительной к школе группы дети знают основные шахматные понятия, умеют сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решают и объясняют ход решения учебной задачи, знают правила поведения партнеров во время шахматной игры. Они владеют основополагающими принципами ведения шахматной партией на всех её стадиях: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.
Список литературы
1. «Малыши играют в шахматы» книга для воспитателей детского сада В.Г. Гришин
2. «Шахматы для самых маленьких» книга сказка для совместного чтения родителей и детей И.Г. Сухин «Издательство Астрель», 2007 год