Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Синиченко Наталья Алексеевна
воспитатель 1 категории
СП «Детский сад» ГБОУ ООШ № 2 п. г. т. Смышляевка
Волжский район Самарская область

В дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира. Особую роль природы в развитии познания подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

· знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, среде обитания и т.д.);

· предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

· формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

· знакомить с представителями живой и неживой природы;

· рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

· способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

· знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

· способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

· создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности:

· практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность);

· познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях);

· «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность).

Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуется в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов.

В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

Создание экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях:

· наличие естественного ландшафта;

· организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;

· создании условий для экологического образования воспитателей и родителей.

Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена непосредственно на территории детского сада и, как самый лучший вариант. С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи, среди них можно выделить:

· сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;

· формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

· руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;

· воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

· учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

· воспитание эстетических чувств;

· самовоспитание средствами природы;

· воспитание любви к природе, Родине;

· укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;

· установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателем и детьми;

· развитие творчества, воображения, мышления, внимания

Объектами экологической тропы могут быть:

1. Памятники природы: редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

2. Лекарственные травы, специально высаженные на участке.

3. Создать уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений и цветов.

5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек и т. д.

6. Зона отдыха, оборудованная деревянными скамейками, пеньками.

Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами и указателями соответственно возрасту детей. Главное в оформлении – образность и цветовое сочетание.

Для старших дошкольников изображения могут быть схематичными, не обязательно цветными. Возможно использование знаков-символов и даже небольших текстов, выполненных печатными буквами.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

Для детей старшего дошкольного возраста формирование экологической культуры включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом педагог должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.

Таким образом, в работе по формированию экологической культуры детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.