учитель
ГКОУ НАО "Ненецкая СКШИ", г. Нарьян-Мар
Проблема духовно – нравственного воспитания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным направлением современной коррекционной педагогики. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно – двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности. Их представления о том, что хорошо, что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по неразумению или по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Опыт показывает, что духовно – нравственное воспитание и обучение обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог специальной (коррекционной) школы может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Организация работы по духовно – нравственному воспитанию школьников с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в соединении обучения и воспитания в процессе, результатом которого является социальный опыт.
Программа нравственного развития, реализуемая в рамках воспитания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на обеспечение личностного и социального развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предполагает следующие направления нравственного развития обучающихся:
1. Осмысление ценности жизни (своей и окружающей). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
2. Отношение к себе и к другим, как самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребёнка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребёнка, общаются с ним, как с обычным ребёнком без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности.
3. Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать способ выражения своих желаний, выбирать деятельность. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Ребёнок на доступном ему уровне учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребёнок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
4. Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребёнок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня всё равно будут любить и уважать». Взрослые создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребёнка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
5. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учёбе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры и другое. Таким эталоном для обучающегося являются люди, живущие с ним рядом. Ученику с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребёнок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копирую и примеряя на себя поведение взрослых.
6. Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учётом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма и другое.
В ходе духовно – нравственного воспитания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо достигнуть таких личностных результатов, как воспитание любви к совей родине, стране; воспитание любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; совершенствование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; привитие социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной мотивации.