Библиографическое описание: Гиниятова А.В. Инновационная форма урока по окружающему миру. Защита детских проектов «Наши питомцы» // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.
Предварительная подготовка: Принести фотографии или рисунки своих питомцев. Написать сообщение о них. Сделать проект в группах.
Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках, аквариумных рыбках, домашних птицах (попугаях); познакомить с правилами ухода за ними; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Задачи: понять роль животного в жизни человека; подобрать фотографии, отражающие жизнь своих любимцев, свои впечатления выразить в проекте.
Оборудование: таблица с изображением домашних животных, детские книжки про домашних животных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам проекта об уходе за домашними питомцами; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе, используя полученную информацию.
Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальный и индивидуальный.
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости-ваши родители, давайте их поприветствуем.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Беседа «Животные».
- Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
- Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)
- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? (дикие животные).
- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем.
2.Продолжение беседы «Домашние животные» (Читает загадку ученик)
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет лапки в коготки!
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка. (кошка)
-В дом чужого не пущу, (Читает загадку ученик)
Без хозяина грущу.
К своим ласкается,
На чужих ругается.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (собака)
- Скажите, у кого дома живут домашние животные?
- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах: кошках и собаках, рыбках, дом.птицах.
Этапы проекта
1 ЭТАП. Подготовительный
Цель: выявление потенциальных участников проекта, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Итоговый продукт: обозначение плана работы.
II ЭТАП. Процесс обучения
Цель: развитие и поддержание у обучающихся интереса к учебному заданию. Итоговый продукт: творческая семейная работа –подбор иллюстративного и занимательного материала личных наблюдений по теме «Наши питомцы».
III ЭТАП. Заключительный
Цель: развитие положительных эмоций, рефлексии у младших школьников.
Итоговый продукт: Защита проекта «Наши питомцы».
3. Защита проектов.
- Презентация детских проектов. Каждая команда выходит к доске для презентации своего проекта.
(название команды, песня, выступление каждого члена команды.)
4. Разгадывание кроссвордов. Каждая команда получает кроссворд.
5. Игра «Язык мимики и жестов собак и кошек.»
- Что обозначает:
- Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).
- Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).
- Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).
- Опускает голову вниз и в сторону, отводит взгляд, вытягивает шею — просьба о примирении, признание чужой силы, подчинение.
- Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж.
6. Пантомима.
1) Показать, как потягиваются кошки.
2) Как умываются кошки?
3) Как собачки плавают?
4) Как кошка ловит мышку?
7. Работа «журналиста». (Из каждой команды 1 ученик берёт интервью у родителей)
8. Итоги урока: Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Как ухаживать за домашними животными?
-Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?
(Любить своих питомцев, быть в ответе за тех, кого приручили!)
-Вы сегодня все показали, как вы любите животных.
Наш урок хочется закончить словами: Ребята -помните всегда «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!»
-Всем большое спасибо за урок!
Приложение. Результаты. Детские проекты
Сведения об авторе
Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани, Россия, Республика Татарстан, г. Казань.
Предварительная подготовка: Принести фотографии или рисунки своих питомцев. Написать сообщение о них. Сделать проект в группах.
Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках, аквариумных рыбках, домашних птицах (попугаях); познакомить с правилами ухода за ними; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Задачи: понять роль животного в жизни человека; подобрать фотографии, отражающие жизнь своих любимцев, свои впечатления выразить в проекте.
Оборудование: таблица с изображением домашних животных, детские книжки про домашних животных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам проекта об уходе за домашними питомцами; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе, используя полученную информацию.
Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальный и индивидуальный.
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости-ваши родители, давайте их поприветствуем.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Беседа «Животные».
- Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
- Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)
- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? (дикие животные).
- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем.
2.Продолжение беседы «Домашние животные» (Читает загадку ученик)
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет лапки в коготки!
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка. (кошка)
-В дом чужого не пущу, (Читает загадку ученик)
Без хозяина грущу.
К своим ласкается,
На чужих ругается.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (собака)
- Скажите, у кого дома живут домашние животные?
- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах: кошках и собаках, рыбках, дом.птицах.
Этапы проекта
1 ЭТАП. Подготовительный
Цель: выявление потенциальных участников проекта, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Итоговый продукт: обозначение плана работы.
II ЭТАП. Процесс обучения
Цель: развитие и поддержание у обучающихся интереса к учебному заданию. Итоговый продукт: творческая семейная работа –подбор иллюстративного и занимательного материала личных наблюдений по теме «Наши питомцы».
III ЭТАП. Заключительный
Цель: развитие положительных эмоций, рефлексии у младших школьников.
Итоговый продукт: Защита проекта «Наши питомцы».
3. Защита проектов.
- Презентация детских проектов. Каждая команда выходит к доске для презентации своего проекта.
(название команды, песня, выступление каждого члена команды.)
4. Разгадывание кроссвордов. Каждая команда получает кроссворд.
5. Игра «Язык мимики и жестов собак и кошек.»
- Что обозначает:
- Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).
- Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).
- Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).
- Опускает голову вниз и в сторону, отводит взгляд, вытягивает шею — просьба о примирении, признание чужой силы, подчинение.
- Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж.
6. Пантомима.
1) Показать, как потягиваются кошки.
2) Как умываются кошки?
3) Как собачки плавают?
4) Как кошка ловит мышку?
7. Работа «журналиста». (Из каждой команды 1 ученик берёт интервью у родителей)
8. Итоги урока: Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Как ухаживать за домашними животными?
-Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?
(Любить своих питомцев, быть в ответе за тех, кого приручили!)
-Вы сегодня все показали, как вы любите животных.
Наш урок хочется закончить словами: Ребята -помните всегда «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!»
-Всем большое спасибо за урок!
Приложение. Результаты. Детские проекты
Сведения об авторе
Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани, Россия, Республика Татарстан, г. Казань.