Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Гиниятова А.В. ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЗАЩИТА ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «НАШИ ПИТОМЦЫ»

Библиографическое описание: Гиниятова А.В. Инновационная форма урока по окружающему миру. Защита детских проектов «Наши питомцы» // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Предварительная подготовка: Принести фотографии или рисунки своих питомцев. Написать сообщение о них. Сделать проект в группах.

Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках, аквариумных рыбках, домашних птицах (попугаях); познакомить с правилами ухода за ними; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.

Задачи: понять роль животного в жизни человека; подобрать фотографии, отражающие жизнь своих любимцев, свои впечатления выразить в проекте.

Оборудование: таблица с изображением домашних животных, детские книжки про домашних животных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам проекта об уходе за домашними питомцами; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе, используя полученную информацию.

Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальный и индивидуальный.

Ход урока:

1. Орг.момент.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости-ваши родители, давайте их поприветствуем.

2. Актуализация знаний учащихся.

1.Беседа «Животные».

- Отгадайте загадку.

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

- Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)

- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.

- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).

- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? (дикие животные).

- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)

- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем.

2.Продолжение беседы «Домашние животные» (Читает загадку ученик)

- Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет лапки в коготки!

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко –

Вот и вся загадка. (кошка)

-В дом чужого не пущу, (Читает загадку ученик)

Без хозяина грущу.

К своим ласкается,

На чужих ругается.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (собака)

- Скажите, у кого дома живут домашние животные?

- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах: кошках и собаках, рыбках, дом.птицах.

Этапы проекта

1 ЭТАП. Подготовительный

Цель: выявление потенциальных участников проекта, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Итоговый продукт: обозначение плана работы.

II ЭТАП. Процесс обучения

Цель: развитие и поддержание у обучающихся интереса к учебному заданию. Итоговый продукт: творческая семейная работа –подбор иллюстративного и занимательного материала личных наблюдений по теме «Наши питомцы».

III ЭТАП. Заключительный

Цель: развитие положительных эмоций, рефлексии у младших школьников.

Итоговый продукт: Защита проекта «Наши питомцы».

3. Защита проектов.

- Презентация детских проектов. Каждая команда выходит к доске для презентации своего проекта.

(название команды, песня, выступление каждого члена команды.)

4. Разгадывание кроссвордов. Каждая команда получает кроссворд.

5. Игра «Язык мимики и жестов собак и кошек.»

- Что обозначает:

- Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).

- Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).

- Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).

- Опускает голову вниз и в сторону, отводит взгляд, вытягивает шею — просьба о примирении, признание чужой силы, подчинение.

- Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж.

6. Пантомима.

1) Показать, как потягиваются кошки.

2) Как умываются кошки?

3) Как собачки плавают?

4) Как кошка ловит мышку?

7. Работа «журналиста». (Из каждой команды 1 ученик берёт интервью у родителей)

8. Итоги урока: Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Как ухаживать за домашними животными?

-Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?

(Любить своих питомцев, быть в ответе за тех, кого приручили!)

-Вы сегодня все показали, как вы любите животных.

Наш урок хочется закончить словами: Ребята -помните всегда «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!»

-Всем большое спасибо за урок!



Приложение. Результаты. Детские проекты













Сведения об авторе

Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани, Россия, Республика Татарстан, г. Казань.