Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Тимофеева Ольга Викторовна
учитель математики
МБОУ СОШ № 71 г. Новосибирска

В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию всех способностей человека.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Социум стал требовать модернизации традиционной системы обучения, перехода на развивающее и личностно-ориентированное обучение с использованием новых информационных технологий.

«Развитие творческих способностей школьников на основе проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности» заключается в разработке комплекса педагогических условий и средств, обеспечивающего эффективное развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету я применяю различные формы проведения уроков, привлекаю учащихся к подготовке творческих заданий.

Творчество — это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, мне как учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Проектная деятельность по своей сути творческая. Самые современные области человеческой деятельности – дизайн и программирование – основаны на проектировании.

Инновационость моей работы состоит в том, что в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому незаменим.

Использование проектной деятельности позволяет мне реализовывать один из главных принципов дидактики в современной школе: ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Пространственно-предметная среда школы позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В моем кабинете есть персональный компьютер, мультимедийное оборудование, помогающее в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, внеклассных занятий, проектной деятельности.

Как показывает практика, использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта. За основное определение понятия «метод проектов» я выбрала определение Андрея Алексеевича Хромова.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. При организации работы над проектом, я соблюдаю основные этапы проектной деятельности.

Проект – это «пять П».

1.Выбор проблемы (темы) – погружение в проект.

2.Обязательное планирование действий – разработка проекта.

3.Поиск информации - осуществление деятельности.

4. Продукт - результат работы.

5. Презентация результатов - представление готового продукта.

Однажды в разговоре со своей коллегой, учителем математики, я услышала фразу, что «математики - «сухие» люди, любят строгость, точность». Я не согласилась с мнением коллеги, так как считаю, что элемент творчества может присутствовать в любой сфере деятельности, что люди, занимающиеся математикой, тоже могут быть творческими людьми, что вполне справедливо говорить и о математических творческих способностях.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопроекты, исследовательские проекты, творческие проекты, редакционно-издательские проекты.

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души.

Так, в 11 классе при изучении темы «Логарифмы» один ученик спросил: «Зачем нужны в нашей жизни логарифмы?».

Я не стала отвечать на вопрос, а предложила ребятам самим найти ответ. Так зародился исследовательский проект на тему: «Логарифмы: прихоть математиков или жизненная необходимость». Это индивидуальный проект, выполненный одним из учащихся. Работа велась по определённому алгоритму.

Продуктом проекта является презентация «Эти удивительные логарифмы». Защита проекта снималась на видеокамеру с целью проанализировать качество публичного выступления, умение отвечать на вопросы одноклассников, сделать соответствующие выводы.

При изучении темы «Осевая и центральная симметрия» в 8 классе ребята получают творческие задания: изучить дополнительную литературу и рассказать об использовании симметрии в различных областях науки и искусства, принести предметы, имеющие симметричное строение. Это задание заинтересовало ребят. В результате проделанной работы в коллекции симметричных предметов оказались тарелка с нарисованными овощами, берёзовый листик, карта, поршневой цилиндр от мотоцикла. Кто-то из ребят составил композицию из данных предметов.

Учебные проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

Особое внимание я уделяю оценке результатов работы самими учащимися, рефлексии осуществленной деятельности.

Составляющими оценки результатов являются:» листы рефлексии», «закончи предложение», синквейн.

Листы рефлексии: в результате их написания учащиеся могут поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, с какими сложностями он столкнулся в процессе работы над проектом. Если были неудачи, то подумать, как избежать их в будущем. Ну а если все прошло успешно, то найти слагаемые успеха.

В рамках элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно» учащиеся участвуют в проекте «Математические портреты в природе».

В нашей школе уже стало традицией проводить предметные недели. В этом учебном году в рамках недели предметов естественно-математического цикла девятиклассницы выпустили газету «Математические софизмы», в которой рассказали об истории создания софизмов, привели примеры

софизмов, часто используемых школьниками на уроках математики. Тип проекта: редакционно-издательский.

Проектной деятельностью ребята занимаются и на математическом кружке «В мире чисел».

На кружке учащиеся работают над творческими проектами «Числа и цифры» и «Числа в пословицах и поговорках».

Но самым интересным проектом, по мнению учащихся, оказалось математическое вышивание.

На одном из занятий кружка я рассказала учащимся, что в XIX веке в женских школах был введен предмет «Математическое вышивание». На занятиях изучался способ построения кривых, который назывался методом математического вышивания. Он замеча телен тем, что его можно выполнять цветными нитками на куске тон кого картона.

Кроме своей привлекательности, решение задач спосо бом математического вышивания позволяет расширить геометриче ские представления, развивает аккуратность, внимательность и трудо любие.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью.

В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. У учащихся наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков; умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно-ориентированного обучения.

«Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так что учащиеся видят сами, как можно было прийти к ним самостоятельно».