Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Гильманова Оксана Николаевна
воспитатель
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка», ХМАО-Югра

Цель проекта: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства с раннего детства, воспитание любви к искусству, популяризация живописи.

Музейная педагогика в дошкольной организации, это современная область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

В рамках проекта представлены методические рекомендации к проекту «Картинная галерея в детском саду» по интеграции репродукций произведений отечественных живописцев

в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

Этапы реализация проекта

1. Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.

В связи с этим, детским садам необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

2. Объект исследования

Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста.

3. Предмет исследования

Создание картинной галереи в детском саду

4. Гипотеза исследования

Условиями эффективности развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста является:

1. отбор методик, технологий по формированию предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста;

2. организация эффективных форм взаимодействия детей и взрослых (родителей).

3. организация картинной галереи в детском саду.

5. Цель и задачи исследования

Цель: Организация картинной галереи в детском саду, которая позволит сделать творения великих художников доступными, приобщить всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи, повысить их общекультурный уровень.

6. Задачи:

1. Проанализировать действующие комплексные программы дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.

2. Проанализировать современную развивающую предметно-пространственную среду ДОО по ознакомлению детей с живописью.

3. Разработать методические рекомендации по организации картинной галереи в детском саду.

4. Разработать сценарии мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.

Выявление, экспертиза, трансляция инновационных практик по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству.

7. Направления экспериментальной работы

Направление деятельности проекта:

1. повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;

2. апробация инновационных форм продуктивного взаимодействия науки и практики для решения задач по приобщению всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи;

3. разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду;

4. разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.

8. Используемые методики

1. Метод системного подхода.

2. Технология интеллект-карт.

3. Модель трех вопросов.

9. Предполагаемые результаты

1. Создание методических рекомендации по организации картинной галереи в детском саду.

2. Разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.

10. Возможные риски эксперимента

1. Неготовность субъектов образовательных отношений к инновационной деятельности.

2. Современная эпидемиологическая ситуация затруднит в полном объеме осуществить поставленные задачи.

11. Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

1. Презентация результатов.

2. Проведение мероприятий с детско-родительской аудиторией.

3. Публикации.

4. Отчет по итогам работы.

12. Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

I. Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, определение предприятий региона для создания проектов и сценариев в ДОО).

1. Обучение на семинарах, мастер-классах, совещаниях.

2. Определение организационных условий и разработка программы инновационной деятельности, выбор групп и составление плана мероприятий, сопровождающих работу с материалами.

3. Рабочие встречи по анализу выполнения задач подготовительного этапа инновационной деятельности.

4. Выявление региональных особенностей и обоснование их учета в содержании образовательной деятельности.

5. Формирование плана работы.

II. Основной

1. Реализация плана работы.

2. Сбор материалов для методических и практических рекомендаций.

3. Построение эффективного взаимодействия ДОО и семьи.

4. Участие в мероприятиях проекта.

III. Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации и др. формы трансляции достигнутых результатов)