Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Челпанова О.М. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ НА ТЕМУ «В ТЕБЕ РОЖДАЕТСЯ ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН» (4 КЛАСС)

Челпанова Ольга Максимовна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7, Республика Башкортостан, г. Туймазы

Библиографическое описание: Челпанова О.М. Конспект урока по ОРКСЭ на тему «В тебе рождается патриот и гражданин» (4 класс) // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Цель урока: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.

Задачи урока:

1. Создать условия для осмысления понятий «патриот», «патриотизм», «Отчизна», «Отечество», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.

3. Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

Предметные: осознанно раскроют понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; познакомятся со страницами героической эпопеи (военная быль «От детей сорок четвертого года»); научатся понимать значение патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества;

Личностные: осознают свою ответственность за судьбу Родины; соотносят полученные знания с собственным опытом поведения, умеют анализировать его;проявляют желание учиться; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; выделяют главное в тексте учебника; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; сотрудничают в совместном решении задачи, выполняя задания в группе.

Основные понятия урока: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая, работа с учебником.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофрагменты, музыкальные композиции, карточки с заданиями для парной и групповой работы, памятка «Как составить синквейн», шаблон «Звезда Героя» (ссылка: https://cloud.mail.ru/public/3BfE/ 3ooef5kRP)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слайд 1.

1. «Психологический тренинг»

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

- Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

2. Проверка готовности к уроку

- Проверим готовность к уроку.

II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео «С чего начинается Родина»)

- Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.

- Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.

- Как авторы видят Родину?

Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

- Какие чувства к Родине возникают у вас?

- Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.

- Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.

- Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.

- Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом «Отчизна»)

- Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)

- От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)

- От какого слова - Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)

- В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова «Родина» и «Отчизна».

- С каким из двух слов соединяется слово «Родина», а с каким - «Отчизна»? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна - папа)

- С какими словами ассоциируется слово «мама», а слово «отец, папа»? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).

Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.

Слайд 4. «Мозговой штурм»

- А как называют человека, который любит своё Отечество?

- Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?

- Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

(Постановка проблемных вопросов урока)

- Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)

риотпат

тизмпатрио

дагражнин

ностьственграждан

- расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

- Читаем хором слова:

патриот

патриотизм

гражданин

гражданственность

- Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

- Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

- На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:

Слайд 7.

1. Познакомиться с понятиями… (патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность)

2. Узнать, что значит… (быть патриотом и гражданином)

3. Выяснить как мы можем… (проявить патриотизм и долг гражданина)

III. Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на наши вопросы?

- Правильно, обратимся к материалу нашего учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С..И. Ожегова.

1. Работа в группах.

- Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.

(повторение правил работы в группе) Слайд 8.

Карточка для группы № 1.

Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:

В чём проявляется патриотизм? (Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 2.

Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:

- Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 3.

Прочитайте 2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:

1. Кто такой патриот? (Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.)

Карточка для группы № 4.

С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов «гражданин» и «патриотизм» и наклейте их на лист.

1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности

2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист).

2. Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!» Слайд 9.

- Потрудились?

- Отдохнем!

Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)

Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)

Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)

Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)

Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)

Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)

Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)

Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

3. Проверка работы групп (на доску вывешиваем полученные схемы).

- Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность».

- У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство.

(снова обращаемся к правилу-схеме, кто такой гражданин)

- О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.

- Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).

- Поговорим о понятиях «патриот», «патриотизм».

- Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины).

- А звание «патриот» даётся с рождения? (из учебника гр.3: слово «патриот» не на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки).

- Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).

- В чём проявляется ваш патриотизм?

IV. Закрепление нового материала

Работа с учебником.

- Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

- Внимание на экран. Слайд 10.

- Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

- Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны.)

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)

- Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.

- Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.

(Чтение заранее подготовленными учащимися были «От детей сорок четвёртого года», учебник (стр.146))

Беседа о прочитанном:

- Понравилась ли вам эта быль?

- Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)

- Какие моменты вас взволновали, удивили?

- Какие чувства вызвала у вас военная быль?

- Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?

- С какой целью в учебник включили эту быль?

- Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.

Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…

Слайд-видео11 (Валя Котик)

- И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.

Дидактическая игра «Что мы можем?». Обсуждение в парах.

(Хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

- Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

- художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

- учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

- спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

- фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

- все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

- экологи защищают природные богатства родной страны.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

- Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

- А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

- Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Подведем итоги нашего урока.

- Что нового вы узнали на уроке? (Я узнал…)

- Для чего нам нужен такой урок?

- Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

- Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

- Подбираем 2 прилагательных.

- Находим 3 глагола.

- И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

- Читаем получившиеся пятистишия.

Гражданин

Достойный, истинный

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Человек!

Патриот

Смелый, мужественный

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

Герой.

- У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

- И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

- Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

Библиографический список

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.