педагог дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ «Юность», г. Пермь
Метапредметный подход - подход в образовании, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Т.е. при метапредметном подходе создаются условия для формирования самостоятельного решения проблем организационных, познавательных, коммуникативных, нравственных.
Учитель ИЗО находится в выгодном положении, т.к. создавая педагогические условия, используя творческий подход, раскрывает потенциал и утверждает особую личностную значимость ребенка. Рассмотрим предметные и метапредметные результаты деятельности на занятиях ИЗО.
Предметные планируемые результаты деятельности.
Художественное обучение предмета ИЗО, предполагает в качестве освоения:
- дать основы изобразительной грамоты
- знакомство с видами изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, ДПИ),
- знакомство с различными художественными материалами и приемами работы с ними,
Метапредметные планируемые результаты деятельности.
- развивать художественное мышление, воображение, фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- выделение главного в композиции, сопоставление, сравнение, анализ формы, конструирование предметов, обобщение.
- умение анализировать работы художников.
Для изобразительного искусства характерна очень важная особенность: невозможно обучить ИЗО, не включая эмоциональную сферу деятельности. Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно вести диалог, оценивая происходящее с точки зрения духовно-нравственного восприятия, эстетического видения, явлений с позиции доброго и злого, красивого и безобразного, трагического и комического и т.д.
На занятиях развиваются ассоциации, которые являются механизмом для творческого мышления, развивается выдумка, неординарность решения. На основе личностных переживаний идет творческий поиск создания художественного образа. Ребенок самостоятельно выбирает материал для работы.
Рассмотрим занятие по ИЗО с точки зрения предметного и метапредметного подхода.
Тема: «Образ человека и его характер. Женский образ русских сказок».
Это интереснейшие уроки для детей. Сколько различных образов пройдет перед ними – ярких, контрастных, противоположных, как воплощение добра и зла. Мы разбираемся, что в жизни и на картинах отношение к добру и злу предсказуемы. В жизни мы выражаем отношение через эмоции, слова, поступки, а как изобразить на картине добро и зло? Для рассмотрения вопроса, мы возьмем двух противоположных героинь сказок – Баба Яга и Царевна - Лебедь. Это два разных урока.
Возьмем тему с образом отрицательной героини «Изображение Бабы - Яги». Когда приступаем к созданию образа, в сознании ребенка происходит огромная работа. Итак:
- Прежде всего, надо вспомнить, кто такая Баба-Яга, представить, как она выглядит, что в ней особенного (сделать ее лохматой, серое лицо, нос крючком, горбатая, желтые злые глаза, из ушей мох торчит, заплатки на одежде и т.д.), т. е. создать ее зрительный образ. Мы смотрим произведения В.Васнецова, И. Билибина, С. Ковалева, Н.М. Кочергина, слушаем музыку
П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, используя видео ряд.
- Вспоминаем, в каких сказках она встречается, почему у нее «костяная нога» (связь с древнеславянской мифологией), какие события с ней происходили.
- Если Баба-Яга особенная, то и избушка должна быть особенная. И идет поиск этого особенного: материал для дома, окна, двери, форма крыши, труба, курьи ножки, забор и т.д.
На основе анализа имеющейся информации выбираются те элементы, которые более всего подходят для создания образа Бабы-Яги, и из отобранных деталей ребенок в мыслях воображает, представляет, собирает героиню.
Так, при использовании метапредметного подхода, в результате диалога, анализируя, сравнивая, дети создают зрительный образ.
Дальше решаются собственно задачи изобразительной грамоты, а их предостаточно:
- как будет расположен лист;
- какого размера героиня и как она будет расположена по отношению к линии горизонта, ведь рисовать надо открытое пространство;
- какими художественными материалами ее лучше рисовать (при условии, если учитель предоставит ребенку возможность выбора), какие цвета надо использовать, чтобы создать героиню сказки, особенность дома, чтобы сразу было видно, что дом именно для этого сказочного героя, ведь дом очень похож на своего хозяина;
- рисование просто Бабы-Яги – не задача урока, нужен сюжет, т. е. необходимо решить пространство вокруг Бабы-Яги – каким будет лес, поляна, на которой будет стоять изба, болото, звери, птицы, грибы и т.д.
Мы приходим к выводу, что художник создает образ через художественные средства выразительности - линию, цвет, пятно. Так, через предметные и метапредметные умения, идет поиск изобразительных средств. И только после этого начинается процесс проведения замысла в рисунок.
Разберем планируемые результаты на разных этапах урока.
Этап первый.
1.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
2.Мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
3.Сообщение темы, цели и задач урока.
Этап второй. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Этап третий. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Характеристика деятельности учащихся. Представление замысла композиции, ее устное описание перед началом работы. Выбор материала для изображения. Изображение Бабы-Яги по воображению, используя выразительные средства: цвет, пятно и линия.
Этап четвертый. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Характеристика деятельности учащихся. Представление выполненных творческих работ. Обсуждение и оценивание результатов художественно-творческой деятельности с точки зрения выработанных критериев.
При правильном проведении занятия ребенок не копирует образец, а творит. Есть общие понятия о колорите, композиции, линии горизонта, формате как элементе композиции, композиционном центре. Эти понятия отличаются от правил и законов тем, что ученик сам решает, как и каким - образом они будут соблюдены: где расположить линию горизонта, какой будет Баба-Яга, конструкция дома, какие цвета на рисунке будут главными, какой цвет будет иметь каждый элемент, каждая деталь, где на листе будет располагаться дом, деревья, будет ли дым из трубы. То есть ребенок свободен в выборе цвета, композиции, свободен в передаче СОБСТВЕННОГО замысла.
Заметим, что свобода творческого проявления ребенка на уроке изобразительного искусства позволяет рисунок КАЖДОГО ребенка считать правильным.
В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение Бабы – Яги, и то, каким, по его мнению, должен быть ее дом. Также свобода творческого проявления на занятии позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом, у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета, почему такой формы и т. д.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.
На следующем уроке мы ищем образ Царевны-Лебедь, при обязательном рассмотрении картины Врубеля, иллюстраций художников, музыкального произведения Ходоша «Царевна Лебедь»
Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативные и рефлексивные способности.
Т.о. метапредметный подход дополняет предметную форму обучения, в результате чего ребенок превращается из «знающего» в «думающего»:
- ребенок наблюдает и оценивает происходящее с точки зрения доброго и злого, красивого и безобразного, трагического и комического.
- развиваются ассоциации, которые являются механизмом для творческого мышления.
- ребенок самостоятельно выбирает материал для работы.
- развивается выдумка, неординарность решения.
Ребенок становится субъектом образовательного процесса. Он САМ решает композицию и всю работу целиком! Владение метапредметными и предметными умениями дает ребенку СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА. Т.о, мы выходим на ЛИЧНОСТНЫЙ результат.