Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Минина Оксана Вячеславовна
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

Нашему обществу необходимы люди, которые могут быстро приспособиться к тому новому, что происходит в постиндустриальном мире. Естественно, что повышаются требования к уровню образованности. Поэтому вопрос о функциональной грамотности стоит в настоящее время достаточно остро.

Рассмотрим значение термина функциональная грамотность.

В 60-х годах прошлого столетия в документах ЮНЕСКО появляется понятие «функциональная грамотность», после чего его стали использовать многие исследователи и педагоги.

Под функциональной грамотностью стало принято считать способность людей использовать те знания, умения и навыки, которые ими постоянно приобретаются для того, чтобы решить различные задачи в разных направлениях человеческой деятельности, в общении, в отношениях. Задачей системы образования является не столько передача знаний, сколько оценивание способностей обучающихся применять полученные в школе знания и умения в обычной жизни.

Задача учителя начальных классов – научить малышей не только ориентироваться в огромном море информации, но и, но и уметь применять различные способы мыслительной деятельности. Именно в начальной школе мы должны заложить отдельные навыки и способности функциональной грамотности и социального общения, потому что начальная школа определяется как основной уровень образованности ученика младшего школьного возраста.

Учитель начальной школы ответственен за обеспечение условий для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

Однако наше образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. То есть в какой мере учебный процесс позволяет ему использовать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности и умения сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т.д.

Руководствуясь вышеизложенным, попытаемся узнать, что уже получилось сделать для того, чтобы наши ученики овладели элементарными навыками функциональной грамотности.

Учебные предметы и навыки функциональной грамотности.

«Русский язык» – предмет направлен не только на овладение функциональной грамотностью, но и навыками организации своего рабочего места, работы с учебниками и словарями, умением распределять своё время, навыками нахождения ошибок и оценки своей работы и работы одноклассников.

«Литературное чтение» - предмет направлен на развития умения беглого чтения, знакомство с произведениями детских писателей, умения работать с текстом, умения найти нужное произведение, учиться высказывать своё мнение.

«Математика» - предмет направлен на формирование арифметических счетных навыков, знакомит с основами геометрии; формирует умение решать задачи.

«Окружающий мир» - предмет направлен на формирование навыков безопасности жизнедеятельности, умения обозначения событий во временном промежутке, признания учеником здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия.

«Технология» - предмет на формирование умениями самообслуживания, развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, индивидуальных возможностей.

Это значит, что школьник должен не только учить правила, но и учиться мыслить творчески, быть готовым к постоянному обучению новому.

Учитель начальных классов всегда должен уделять максимальное внимание развитию ребёнка на каждом уроке и занятии. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Только решая эти задачи учитель получает в результате функционально развитую личность.

Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017 № 3.С. 3–7.

2. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.

3. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся.

4. Салаева Л. С. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=3:publ-ns