Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чащина Е.Э. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ТЕАТРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Чащина Елизавета Эдуардовна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Платошинская средняя школа", с. Платошино

Библиографическое описание: Чащина Е.Э. Формирование у младших школьников интереса к театру посредством проведения тематических классных часов // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для воспитания ценностного отношения к прекрасному.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Воспитание у школьников ценностного отношения к прекрасному - одна из важнейших задач сегодняшней школы.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному связано формированием умения видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, посещение театральных постановок также способствует воспитанию чувства прекрасного. Благодаря способности видеть и понимать прекрасное, человек привносит эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность, в социальное окружение.

Влияние искусства на развитие личности велико. Восприятие искусства всегда опосредовано социальным, национальным, культурным багажом человека, т. е. его субъективным опытом и мировоззренческими установками. Люди разных поколений, различных социальных кругов также проявляют различные эмоции. Следовательно, отбор произведений искусства для работы с младшими школьниками – серьёзная педагогическая задача. Она особенно сложна еще и тем, что у детей картина мира находится в стадии формирования, поэтому непродуманное влияние художественных образов легко и непоправимо могут нанести вред.

Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования: «Формирование у младших школьников интереса к театру посредством проведения тематических классных часов»

Целью исследования было разработать и апробировать тематических классных часов, способствующих формированию интереса к театру у младших школьников..

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогиче-скую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить методическую литературу с целью определения особенности проведения классного часа.

3. Изучить научно-методическую литературу для определения особенностей формирования у младших школьников интереса к театру.

4. Создать и апробировать конспекты тематических классных часов, способствующих формированию у младших школьников интереса к театру.

Объектом исследования является формирование интереса к театру у младших школьников.

Предмет исследования являются тематические классные часы как способ формирования у младших школьников интереса к театру.

В гипотезе мы предполагаем, что проведение тематических классных часов будет способствовать формированию у младших школьников интереса к театру.

Методы исследования: изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, анализ, наблюдение, обобщение.

Контингент: 2 «Б» класс, МАОУ «Платошинская средняя школа»

Практическая значимость: заключается в возможности использования конспектов тематических классных часов в работе учителя начальных классов.

По мнению известных психологов, таких как Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у младшего школьника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Таким образом, задача преподавателя начального звена заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению некоторых ученых, таких как Н.Е. Щуркова и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительская, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.

Чаше всего классный час одновременно выполняет все функции: он и просвещает, и ориентирует, и формирует, и направляет учащихся.

При подготовке и проведении классных часов используются различные приёмы:

а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий;

б) лекции, проводимые приглашёнными специалистами;

в) анкетирование и анализ его результатов;

г) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий;

д) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно – творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют);

е) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением;

ж),,мозговой штурм’’, работа в творческих группах.

Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Таким образом, классный час - это такая форма воспитательной работы, которая позволяет обучающимся проявить свои возможности, а классному руководителю интересно, творчески организовать внеурочную деятельность.

Художественное развитие (воспитание) ребенка – это приобщение ребенка к собственному художественному творчеству; оно предполагает выявление и развитие художественно-творческих способностей ребенка в различных областях искусства, умение оценивать то, что он создал, и предоставлять это на оценку всему миру.

Познавательные возможности искусства заключаются в том, что отдельные художественные произведения заключают в себе ценный познавательный материал.

Прогрессивную роль театра в образовании, воспитании и развитии молодежи отмечал еще А.Н.Радищев. Выдающиеся представители русской педагогики стремились использовать театр в учебно-воспитательной работе. К.Д.Ушинский писал: «о силе влияния на нас игры хороших актеров и даже чтецов и рассказчиков мы можем судить о необыкновенном разнообразии, богатстве и сильном влиянии на нас этого языка чувств».

Конечно, театр никоим образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества. Для театра же «натура» служит не только материалом, но и сохраняется в своей непосредственной живости. Как отмечал философ Г. Г. Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) специфически имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ».

Можно выделить такие приемы формирования интереса к театру в начальной школе:

• Досугово-развлекательная деятельность (кукольный спектакль по сказке, фестиваль сказок, песни народов мира).

• Проекты ("Школа будущего", "Народный костюм", "Народные промыслы").

• Театрализованные представления ("Богатыри Земли русской", "Прекрасные принцессы").

• Игры на развитие эмоциональности и восприятия ("Я цветок", "Прими подарок", "Разговор с обиженным зайцем", "Если бы я был игрушкой" и др., игры-пантомимы).

• Коллективные творческие дела ("День рождения только раз в году": дети дарят подарки собственного изготовления, готовят мини-поздравительную программу, устраивают чаепитие).

• Неделя творчества.

• Дни девочек и мальчиков (дети готовят и дарят стихи, песни, комплименты, маленькие сувениры, изготовленные своими руками).

Таким образом, интерес к театру в начальной школе необходимо формировать через различные формы, способствующие развитию творческих возможностей обучающихся.

Практической части исследования. В ней представлен опыт формирования интереса к театру у младших школьников учителя начальных классов МАОУ «Тунгусовская СОШ» с. Тунгусово Ткачук Елены Борисовны. Елена Борисовна согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

Определяя задачи по формированию интереса к театру у младших школьников в театральной игре, Елена Борисовна выделила следующие направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей.

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма.

• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

• приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);

• формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;

• воспитание чувства сопричастности к жизни школы, села, района, страны.

Методологической основой работы Елены Борисовны в этом направлении являются труды ведущих педагогов и психологов: Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.

Ею разработана программа дополнительного образования «Кукольный театр», в которой основной задачей является — не только развить творческие способности, не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Занятия кружка, начиная с первого класса, проводятся систематически один раз в неделю. Содержание всех занятий имеет ценностное отношение к прекрасному и проводятся в различных формах (беседы-презентации, игры-драматизации, экскурсии в сельский клуб, библиотеку, выступления).

Критерием формирования интереса к театру могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Результаты, которые были достигнуты Еленой Борисовной:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Таким образом, театрализованная деятельность, в частности кукольный театр, - один из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, позволяет решать актуальные проблемы формирования интереса к театру. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств младших школьников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления формирования интереса к театру младших школьников; укреплению сотрудничества школы с семьей.

Опытно-практическая работа, которая проводилась на базе МАОУ «Платошинская средняя школа» во 2 классе и включала в себя 3 этапа.

Цель констатирующего этапа - провести диагностическое исследование с целью выявление уровня сформированности интереса к театру у младших школьников.

На формирующем этапе были разработаны и апробированы конспекты тематических классных часов, способствующих формированию интереса к театру. Каждый конспект рассчитан на 45 минут. Всего представлено 5 конспектов:

1. Тема: «Что такое театр?».

2. Тема: «Театры города Перми».

3. Тема: «Своя игра».

4. Тема: «Заглянем в закулисье».

5. Тема: «Экскурсия в театр кукол».

Целью контрольного этапа было определение эффективности проведенных тематических классных часов, направленных на формирование у младших школьников интереса к театру.

На констатирующем этапе в диагностическом исследовании принимали участие 25 учеников 2 «Б» класса.

Вопросы анкеты позволили оценить следующие компоненты интереса к театру:

• умение применять навыки культурного поведения и общения;

• любовь к искусству, к прекрасному;

• познавательный интерес, кругозор учащихся;

• уважительное отношение к искусству.

В Таблице 1 представлены результаты анкеты, которые позволили определить уровень интереса к театру у младших школьников на констатирующем этапе.

Обобщив полученные результаты, распределяем учащихся по следующим уровням:

1. Низкий уровень интереса к театру – 20% (5 человека).

2. Средний уровень интереса к театру – 48% (12 человек).

3. Высокий уровень интереса к театру – 32% (8 человек).

Исходя из полученных результатов, перед нами стояла задача - поднять уровень интереса к театру у младших школьников через проведение тематических классных часов.

Для этого нами были разработаны и апробированы пять конспектов тематических классных часов.

• На первом классном часе на тему: «Что такое театр? Правила поведения в театре» были использованы задания, формирующие навыки культурного поведения и общения в театре. При этом формировались такие умения, как умение слушать других, умение показывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира.

• На классном часе на тему: «Театры г. Перми» учащиеся выполняли творческое задание, способствующее формированию эмоциональной отзывчивости детей на красоту окружающего мира. Также совершенствовали произносительные навыки, то есть культуру устной речи.

• На третьем классном часе на тему: «Своя игра» учащиеся в группах выполняли задания, способствующие повторению и обобщению знаний по теме. Групповая работа предполагала проявление таких коммуникативных умений, как умение быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости, умение выступить перед публикой, грамотно и выразительно излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты.

• На четвертом классном часе на тему: «Заглянем в закулисье» учащиеся в игровой форме получили от учителя знания о профессиях, существующих в театре. У учащихся формировались такие умения, как грамотно и выразительно излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты. умение использовать накопленные знания в жизни.

• На пятом классном часе на тему: «Экскурсия в театр кукол» учащиеся знакомятся с актерами-кукловодами, костюмерами, декораторами, осветителями и другими работниками театра. Узнают об особенностях театрального действия с помощью кукол.

Слайд 13. На контрольном этапе была проведена анкета с целью выявления изменений в уровне сформированности интереса к театру.

На контрольном этапе при анализе результатов диагностики было выявлено, что полные и правильные ответы по предложенным понятиям дали 60% учеников – высокий уровень, 32% - имеют средний уровень. Обучающихся же с низким уровнем осталось 8%.

При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа по диагностике, оказалось, что обучающихся с низким уровнем снизилось на 12%, со средним – уменьшилось на 16%, а с высоким - увеличилось на 28%.

Исходя из зафиксированных данных, можно сказать о том, что в классе на высоком уровне сформированности интереса к театру количество учащихся увеличилось на 7 человек. Количество учащихся, находящихся на среднем уровне изменилось на 4 человека, а на низком уровне - уменьшилось на 3 человека. Таким образом, у 7 учащихся повысился уровень до «высокого», у 4 учащихся - до «среднего», 3 учащихся перешли из «низкого» уровня в «средний».

Таким образом, использование тематических классных часов в учебной деятельности, соблюдая при этом требования к организации такого вида деятельности, будет способствовать формированию интереса к театру у младших школьников.

Заключение

Целью данной работы являлось создание и апробация тематических классных часов, способствующих формированию интереса к театру у младших школьников. Для реализации поставленной цели нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и методическая литература с целью определения особенности проведения классного часа. Также раскрыты особенности формирования интереса к театру во внеклассной работе в начальных классах.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выявили возрастные особенности младшего школьника. Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Изучив методическую литературу и определив особенности проведения классного часа, мы выяснили, что классный час - это такая форма воспитательной работы, которая позволяет обучающимся проявить свои возможности, а классному руководителю интересно, творчески организовать внеурочную деятельность. Также классный час нерегламентирован временем, он может быть проведен не только в классе, но и в музее, на природе, на улицах города.

Изучив научно-методическую литературу, мы определили особенности формирования у младших школьников интереса к театру. Интерес к театру в начальной школе необходимо формировать через различные формы, способствующие развитию творческих возможностей обучающихся.

Проведя опытно-практическую работу, мы пришли к выводу, что проведение тематических классных часов, соблюдая при этом требования к такого вида деятельности, будет способствовать формированию интереса к театру у младших школьников.