Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЭКОНОМИИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Элкелдиева Наталья Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 153»,
г. Воронеж,
Кузнецова Марина Матвеевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147»
г. Воронеж,
Золотарева Виктория Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93»
г. Воронеж
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЭКОНОМИИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уже с дошкольного возраста необходимо помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, беречь свой дом и город. Дать понять, что бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации.
Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому содержание системы работы реализуется в игровой форме через различные виды деятельности. Вся деятельность, ориентированная на формирование у дошкольников понятий экономии и бережливости, имеет определённую структуру последовательности в организации образовательного процесса.
На первом этапе работы с дошкольниками с детьми проводится ряд бесед, направленный на формирование понимания того, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам. Дети познакомились с тем, что Планета Земля - наш общий дом, с условиями сохранения жизни на планете, значимости и возможности действий каждого человека для сохранения планеты. С этой целью были организованы познавательные беседы: «Капелька воды», «Дары природы», «Наши потребности и возможности», «Береги электроэнергию», «Расскажи о пользе воды», «Откуда к нам пришла вода», «Волшебница вода», и др. Особое внимание уделяется анализу игровых проблемных ситуаций, позволяющих дать самые первые представления о бережливости и экономии, проведение игр («Расскажи пословицу», «Добрые дела», «Азбука бережливых»). Закрепление знаний этих понятий осуществляется через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и заучивание пословиц и поговорок. Так же на данном этапе работы в практических видах деятельности дети учатся быть бережливыми и экономными.
На втором этапе работы по формированию бережливости используются такие формы и виды деятельности, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности – различным видам игр: дидактическим, сюжетно-дидактическим, интеллектуальным, игровым комплексам.
Одним из условий работы является включение дидактических игр по формированию понятий «экономии и бережливости» у детей в разные виды деятельности, в том числе и в специально-организованную деятельность. С детьми проводится ряд игровых занятий: «История электрической лампочки», «Откуда к нам приходит электричество» и др.. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя дети знакомятся с конкретными понятиями, а затем закрепляют их посредством использования дидактических игр. Так игра, «Приключение лампочки» наглядно показала, что значит быть «экономным», в чем это выражается. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту экономных дел, поступков и отношений», построенная на литературных произведениях и личном опыте детей, позволила еще раз обратить внимание детей на вышеописанные понятия в разных ситуациях. Игра способствует тому, что экономические представления и понятия уточняются и закрепляются в практической деятельности дошкольников.
Не менее интересными для дошкольников являются такие познавательные проекты как «Чудо вещи вокруг нас», «Почему нужно беречь воду», «Правильно ли мы расходуем воду», игровые ситуации «Стирка кукольного белья».
Дети усваивают уроки бережливости и через виртуальные экскурсии «Электричество в моем городе», «Откуда приходит вода в наш дом»; наблюдения за использованием электричества и воды в домашнем хозяйстве; наблюдение за естественным и искусственным освещением; познавательно-практическую деятельность «Экономим электроэнергию в детском саду и дома». Дошкольники на практике осваивают правила пользования электроприборами.
Воспитание бережливости осуществляется также и через общение со сказкой, рассказами, устным народным творчеством (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, Н. Носов “Карасик”, С. Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме» и др.). По художественным произведениям с детьми проводятся не только беседы, но и постановки, обсуждение проблемных ситуаций, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
Овладение навыками бережного отношения осуществляется и в ходе общения детей и взрослых, когда в результате анализа тех или иных поступков отдельных детей уточняются представления о добре, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт.
В работе с детьми используется практическая деятельность: поручения и различные конкретные, доступные задания (понаблюдать за краном в ванной и на кухне, проверить не горят ли без необходимости лампочки, везде ли оклеены окна и т.п.);
В работе широко используются наглядные методы стимулирования («экраны наблюдений», «дневники наблюдений», призы и награды) для поощрения детей.
Дошкольникам интересно играть в «Маленьких Берегош». Дети распределяются на микрогруппы: «Теплоши», «Электроши», «Капитоши». Каждая микрогруппа имеет своё задание. Так, например, «Электроши» следят за экономией электроэнергии дома, в детском саду, собирают стихи, загадки, рассказы об электричестве, электроприборах, изучают, как попадает электричество в дом, где его можно встретить.
Микрогруппа «Теплоши» изготавливает дома из картона, учится утеплять их; наблюдает за состоянием батарей дома и в группе в зависимости от погоды; помогает взрослым утеплять окна в доме и в саду; проводит опыты, эксперименты для выбора способов сохранения тепла в разных условиях, сочиняет рассказы, стихи и сказки, а потом еще и изготавливает собственную книгу “Мы – маленькие берегоши”. В этой книге “берегоши” дают свой совет о том, как надо экономить электричество и тепло, чтобы его хватило, не только нам, но и тем, кто будет жить после нас
В завершение данного этапа были проведены такие акции как «Берегите элетроэнергию и воду», выставка «Водный мир».
На последнем этапе работы необходимо следить за тем, чтобы дошкольники в каждом виде деятельности проявляли экономию и бережливость. Данные качества закрепляются через обсуждение проблемных ситуаций, в играх, а так же в процессе повседневной жизни.
Творчество детей и родителей находит отражение в сказках, рассказах и стихах о том, как надо экономить тепло и свет в красочно оформленных плакатах «Время менять привычки», «Азбука бережливости».
Таким образом, формировать понятия экономии и бережливости необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Формы работы по воспитанию бережливости и экономии в дошкольном учреждении могут быть разнообразны. Опыт автора показал, что именно метод игры дают возможность в увлеченной, интересной, познавательной, активной совместной деятельности сформировать у детей осознанное бережное и экономное отношение к окружающему.
Литература:
Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. - Минск, 2007. - 48 с
Апрель 2021