Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЦЕНТЫ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ЛИЦЕИСТОВ

Нусратуллина Марина Радиковна
Старший воспитатель
инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ
г. Казань
Слово процент от латинского слова pro centum означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, родилась еще в древности у вавилонян.
Ныне процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу). Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения.
Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи. Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Успешный пример интеграции знаний в области личных финансов в курс математики может служить опыт Франции. Уже в 3 классе ученики получают представление о процентных вычислениях. Финансовой грамотности учат на национальном уровне в Англии, США и Австралии. Словом, это достаточно известная и получившая широкое распространение часть мирового образовательного опыта. Чего, к сожалению нельзя сказать о нашей стране. Тема «Проценты» изучается в 5-6 классах, причем непродолжительно, закрепляется в 7 классе при решении задач на повторение, а в старших классах к этой теме совсем не возвращаются. Кроме того, задачи, которые предлагают наши учебники российским школьникам, довольно далеки от реальных задач с процентами которые им предстоит решать во взрослой жизни. Мы попытались сравнить особенности изучения темы «Процентные вычисления» в нашей стране и в Англии. Данной теме в Англии придают гораздо большее значение, чем в России. Различаются не только последовательность изучения данной темы по годам обучения, но и тематика и содержание задач. Так английские задачи, в отличие от российских, способствуют формированию умений у учащихся не просто решать основные типы задач на проценты, но и процентные выплаты по кредитам, налоги, скидки и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что методика изучения данной темы в нашей стране мало способствует формированию умений у учащихся применять математические знания в повседневной жизни. Об этом свидетельствуют и достаточно низкие результаты учащихся нашей страны по данному показателю по результатам международных исследований РIRLS, TIMSS и PISA.
Мы тоже решили составить подборку вопросов по теме «проценты» с экономическим содержанием и предложили ответить лицеистам 11 класса.
В исследовании приняли участие 10 обучающихся 11 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ г. Казань. Обучающимся было предложено пройти анкетирование, целью которого было выяснить насколько данная тема, мнению обучающихся, актуальна и востребованная в их будущей самостоятельной жизни. Как показал анализ полученных ответов, большая часть обучающихся не придает теме «проценты» большого значения, только 5% обучающихся считает, что проценты пригодятся в их будущей профессии и жизни, остальные 95% считают, что знание процентов им необходимо лишь на уроках математики и при сдаче экзамена. Все это свидетельствует об очень низком уровне финансовой грамотности наших обучающихся. Но ведь именно финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости в финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. При этом важно помнить, что сегодняшние наши лицеисты – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики.
Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте. Мы предлагаем следующий ряд мероприятий, направленных на повышение и формирование финансовой грамотности обучающихся:
-в старших классах ввести элективный курс «Основы финансовой грамотности»;
-создать цифровой образовательный ресурс на сайте лицея для самообразования по данной теме, который также можно использовать и с целью подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Таким образом, тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Знания процентных вычислений можно использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. Задачи на проценты охватывают самые различные сферы деятельности и являются основной финансовой грамотности каждого человека. Поэтому считаем, что наша работа найдет практическое применение на уроках математики, поможет увидеть широту возможных приложений математики, понять ее роль в современной жизни.
Август 2021