Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Январь 2022

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Кузнецова Татьяна Витальевна
Воспитатель,
МАДОУ Детский сад № 97
Г. Мурманск
Обучение и воспитание одаренных детей
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Во-первых, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Во-вторых, проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех возрастных этапах, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Понятие способность включает в себя три признака: во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать – ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные способности, т. е. задатки, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Человек может прожить всю жизнь и не подозревать о тех возможностях, которые в него заложила природа.
Сегодня психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Самые замечательные способности, проявляемые в детстве, не всегда прямое и достаточное основание для достижений в будущем; они могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Может произойти «снятие» одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом; личностная деградация, перерождение творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и др.); неполная реализация потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.
Родители по-разному относятся к одарённости ребёнка. Условно можно выделить две крайние позиции: одни стараются всеми силами развивать способности ребёнка, другие же считают, что "талант сам себе дорогу пробьёт". Есть и такое мнение: одарённый – значит ненормальный, "белая ворона", "пусть будет обычным ребёнком, как все". Для детей очень важно признание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследования психологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, если родители их не поощряют, привыкают вести себя, "как все", не доставляя взрослым лишних хлопот.
И в то же время ребёнок достигает более высоких результатов в деятельности, если родители или учителя считают его способным. Важно выдерживать баланс в отношении к тем способностям, которые проявляет ребёнок. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать "тепличные условия", чрезмерно опекая ребёнка. Однако его индивидуальные особенности развития требуют особого внимания со стороны взрослых.
Невысокий психологический уровень подготовки педагогов для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, педагоги отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам.
Среди педагогов бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи, сложность состоит и в низком уровне подготовки педагогов, не способных работать с одаренными детьми, и в недостатках программ и психологических знаний педагогов. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения и воспитания.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее:
·           Интеллектуальная одаренность.
Высокий интеллект и развитый ум позволяют этим детям с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к предметам и, соответственно, педагогу приводит к тому, что по одним предметам дети занимаются блестяще, а по другим – нет.
·           Академическая одаренность.
При этом виде одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого вида одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться.
·           Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. [3, 92].
·           Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Методы работы педагога для выявления и определения одаренных детей дошкольного возраста
1. Метод наблюдения. Преимущества метода наблюдения в том, что оно проходит в естественных условиях.
2. Метод экспертной оценки. По ходу исследования педагог предлагает оценить детей экспертам: родителям, родственникам и другим педагогам. Им предлагается стимульный лист, включающий в себя характеристики 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты: интеллектуальная, академических достижений, творческая, литературная, артистическая, музыкальная, техническая, двигательная, художественная, социальная. Эксперт оценивает в баллах по «четырехбальной» системе каждую из указанных характеристик [4].
3. Методика «оценки общей одаренности». Методика адресована родителям. Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Поставленные отметки откладываются на графике. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу [4].
4. Метод анкетирования. Для диагностики интеллектуального и творческого развития одаренных детей (анкета для родителей).
5. Методика «Карта одаренности». Методика адресована родителям. С помощью этой методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в последнее время.
6. Метод тестов. Методы тестов отличаются от других методов своей испытательно-измерительной направленностью, т.е. стремлением к качественному и количественному определению любого психологического свойства или явления.
Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения и воспитания.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.
Во-первых, одаренных детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных детей свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
В раннем выявлении явно или потенциально одаренных детей специалистам неоценимую помощь должны оказать родители, которые могут вовремя предоставить ребенку поддержку и создать благоприятные условия для дальнейшего развития способностей дошкольника, а также дать необходимую информацию о способностях своих детей.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Используемая литература:
1.«Педагогика №8»: научно-теоретический журнал. К вопросу о классификации видов детской одаренности. А.И. Грабовский. – М., 2003.
2.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
3.Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
4.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.