Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ

Торохова Виктория Трофимовна
воспитатель
МБДОУ Д/С «Сардана»

Актуальность исследования. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», утвержденном приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» говорится о том, что ДОУ должны обеспечить «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, c.12].

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного образования, провозглашающий системное развитие творческих способностей. Для развития творческих способностей самым благоприятным возрастом, по общему мнению психологов и педагогов, является старший дошкольный возраст.

Большие возможности развития творческих способностей открывают занятия оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

По мнению ученых Ю.В. Шумакова, Е.Р. Шумаковой, занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста, способствует развитию творческих способностей, психических, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания [2, c. 86].

Развивая творческую способность дошкольников, мы развиваем интерес к новым знаниям и открытиям, креативное начало, инициативу, то есть не просто выполнять правила, но и придумывать свои, нестандартный подход и свободу воображения, умение применять полученные знания на практике.

На наш взгляд, изготовление поделок в технике оригами может способствовать развитию творческих способностях в старших дошкольников, т.к. трудоёмкость и чёткая алгоритмизация изготовления поделок в данной технике требует: терпения, так называемого внутреннего тормоза - умения сдерживаться именно тогда, когда это необходимо, длительной сосредоточенности на процессе, стремления доводить начатое дело до конца, проявляя при этом волевые усилия.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников посредством оригами

Цель исследования: определить педагогические условия развития творческих способностей старшего дошкольного возраста в процессе обучения оригами.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей будет успешным при условии обучения оригами, направленный на развитии гибкости, оригинальности и беглости.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме и охарактеризовать понятие «творческие способности»;

- провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- Подобрать диагностический материал для определения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

- Анализ результатов исследования уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: для решения поставленных задач нами использовалась совокупность взаимодополняющих методов: анализ литературы по изучаемой проблеме.

Методологической основой исследования явились труды Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, Р. С. Немова, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста; Е. Ю. Афонькиной. С. Ю. Афонькиновой, Т. С. Комаровой, С. И. Мусиенко, О. Щегловой о методических подходах к развитию творческих способностей ребенка в продуктивных видах деятельности.

Новизна и теоретическая значимость исследования: состоит из методической рекомендации для педагогов направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в виде кружковой работы.

Практическая значимость: разработанные планы и конспекты творческой деятельности по обучению технике оригами, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников и практические материалы могут быть полезны воспитателям и руководителям изостудий, а также студентам педагогических учебных заведений.

База исследования: МБДОУ детский сад «Сардана» МР «Нюрбинский район», с. Малыкай

Структура работы состоит: введение, две главы, заключение, списки использованных источников, приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Определение понятия «творческие способности» в психолого-

педагогической литературе.

Творческие способности (креативность, творческость) в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое.

В философской и психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки феномена творчества, высказываются разные мнения о природе, структуре творческого процесса, формах творческого синтеза, формирования творческих способностей человека. Следует отметить многоплановость употребления понятия «творчество»: оно понимается как деятельность, процесс, познание, средство совершенствования жизни, самореализации.

Процесс развития личности включает в себя не только психологические и социально-этические проблемы художественного творчества, но и становление личности создателя, источников и стимулов его активности, отношение к своей работе [3].

Ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) рассматривают творчество в качестве человеческой деятельности высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Понятие «творчество» широко используется в повседневной жизни и научной литературе. Однако существуют трудности по определению его значения. С.И. Ожегов так определяет творчество: это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [3, с. 21].

Отечественные психологи и педагоги (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для творческого развития личности. Анализ передовых концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности», показывает очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, раскрытию его механизмов.

Очень важно учитывать, что развитие у детей творческих способностей должно быть соединено с целенаправленным обучением, нацеленным на «зону ближайшего развития» ребенка. В 60-е годы прошлого века появилась теория конвергентного и дивергентного мышления Дж. Гилфорда, теория креативной силы [5].

Если наблюдать за детьми и проанализировать их деятельность, можно заметить, что все, чем они занимаются, является своеобразным творчеством: ребенок, познает свойства окружающих предметов; «играет» со словами, говоря ряд звуков родного языка, и создает необычные слова; экспериментирует с различными материалами; просто играет. В игре дошкольник имеет возможность поэкспериментировать, многократно выполнить любое действие, от которого он получает удовольствие и, возможно, разные результаты. Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики, как: Скорость мысли – способность к генерированию наибольшего числа идей. Фактически – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мышления – способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому. В процессе творчества необходимо уметь гибко менять стратегию и тактику творческого поиска, переключаться с одной идеи на другую, уметь переносить идеи с одного объекта на другой и быть готовым к получению парадоксального решения;

Оригинальность – способность формировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;

Смелость – способность воспринимать решение в ситуациях неопределенности;

Любознательность – открытость и интерес к более глубокому изучению отдельных видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, литературной и тому подобное. Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческие способности проявляются с пятого года жизни, но это вовсе не означает, что к этому моменту их не следует развивать. Наоборот, чем раньше ребенка научат наблюдать, объяснять необычное, удивляться окружающим явлениям, предметам, экспериментировать тем основательнее подготовят его к проявлению собственно творческих способностей. Творчество во многом характеризуется умением по-разному выражать свои чувства и представления об окружающем мире. Для этого следует научить ребенка видеть предмет с разных сторон, уметь, выделять различные признаки предмета, создавать образ. Необходимо, чтобы ребенок не только свободно фантазировал, но и направлял свою фантазию, творческие способности для решения разнообразных задач [3].

Таким образом, можно сделать выводы, что способности являются индивидуальными свойствами личности, которые представляют собой субъективные условия успешного осуществления определённого рода деятельности. Творчество в широком смысле является деятельностью, которая направлена на получение чего-то нового, неповторимого. Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [13, с. 87].

Следует так же отметить, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей обусловлено овладением общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Важно учитывать, что формирование творческих способностей у детей соединено с целенаправленным обучением, нацеленным на «зону ближайшего развития» ребенка.

1.2. Оригами как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников

Бумага – это самый доступный для ребенка и универсальный материал. Малыш радуется, когда самолет летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра [14, c. 8]. Изготовление объемных поделок из бумаги относится к конструированию.

По определению Т.С. Комаровой под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, дерева и других материалов. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой.

А.С. Макаренко подчеркивал, что мир ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия [6, c. 243].

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Как указывает ряд авторов: В.Б. Косминская, Л.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др., в процессе конструирования дошкольники приобретают знания и умения [7, c. 156].

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Дошкольники знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательские навыки. Кроме того, дети овладевают навыками:

- конструктивными - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;

- изобразительными - за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;

- творческими - оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;

- оформительскими - оформление открыток, помещений к празднику;

- театральными - обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы [10, c. 125].

Оригами (яп. «сложенная бумага») – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги [14, c. 289].

История оригами. Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около VIII века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около XI века. С этого времени в Испании и с XV века в Германии начало развиваться складывание бумаги [11, с.98].

Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в XVII-XVIII вв. К XVII веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики [8, с.56].

Настоящее революционное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизава, который изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Навыки игры удавалось фиксировать и передавать другим людям. С условными знаками мастера Йошизавы можно столкнуться в любой профессионально изданной книге по оригами [9, c. 91].

В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Различают следующие виды оригами.

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной. Целью данного стиля является облегчение процесса изготовления поделки неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. Дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание - техника складывания, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей. Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются: коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название кусудама, так как первоначально кусудама предполагала сшивание модулей в шар [10, c. 276].

Интерес детей к оригами общеизвестен. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголков, ширм, участка детского сада или подарены в день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям и друзьям.

Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность их внешнего облика в преобразованной форме [8, c. 32].

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, связной речи.

Очень многие модели в оригами делаются из листов бумаги квадратной формы.

В магазинах сейчас можно найти специальную бумагу для занятий оригами различного формата и оттенков. Она идеально подходит для несложных работ.

Главная задача педагогов - возродить интерес детей к изготовлению разных видов оригами. При организации работы с детьми в старшей группе, необходимо начинать обучение их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги. Работая с детьми, не всегда пользуются термином «базовая форма», а называют их «заготовками». Так дети легче усваивают материал. Научившись делать такие заготовки, от простейших к более сложным, дети могут выполнять разнообразные поделки к сказкам и потешкам: кукол, зверей, елочки, березки и т.п.

В основе многих фигурок оригами лежат формы, которые принято называть базовыми. Это стандартные, легко распознаваемые заготовки. Каждая базовая форма имеет свое наименование [8, c. 344].

В процессе обучения оригами базовые формы для поделок дошкольников должен готовить взрослый. Постепенно ребенок научится делать их сам и выучит наизусть.

Заготовки для занятий также можно сделать дома самим.

1."Квадрат"

- Возьмите прямоугольный лист бумаги.

- Отогните короткую сторону прямоугольника на длинную.

- Отрежьте треугольник.

- Раскройте полностью треугольник.

- Получается готовый квадрат для изделий.

2. "Треугольник"

- Положите заготовку "квадрат" одним из углов вверх.

- Согните квадрат по диагонали - верхний угол совместите с нижним.

- Перед нами базовая форма "треугольник".

3. "Воздушный змей"

- Возьмите заготовку "квадрат".

- Положите его перед собой одним из углов вверх.

- Согните квадрат по диагонали, правый угол совместите с левым - и снова разверните.

- Согните верхние стороны квадрата по диагонали - правый угол совместите с левым - и снова разверните.

- Базовая форма "воздушный змей" готова.

4. "Книжка"

- Возьмите заготовку "квадрат".

- Согните квадрат на себя пополам - верхний край совместите с нижним.

- Базовая форма "книжка" готова.

5. "Дверь"

- Возьмите заготовку "квадрат"

-Согните квадрат на себя пополам - левый край совместите с правым - и снова разверните.

- К намеченной линии согните правую и левую стороны квадрата.

- Базовая форма "дверь" готова.

6. "Блинчик"

- Положите заготовку "квадрат" одним из углов вверх.

- Нижний угол совместите с верхним. Разверните.

- Определен центр квадрата.

- Согните все четыре угла квадрата к центру.

- Базовая форма "блинчик" готова.

Исходя из этих базовых форм дошкольники доделывают любые подделки [13, c. 203].

В наше время в детском саду поделки, выполненные детьми в технике оригами, используется широко и многогранно и, без всякого сомнения, это доставляет радость, создает положительный эмоциональный настрой не только у детей, но и у взрослых.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

1.3.Методика обучения старших дошкольников оригами

Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, Л.В. Куцаковой, Л.А. Парамоновой разработаны методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги в технике оригами [4, c.145].

Обучая детей конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях в процессе организованной деятельности, зависят от задач обучения и опыта, которыми овладели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до организованной образовательной деятельности (ООД) в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. В процессе ООД воспитатель, прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее) [1, c. 200].

Соколова С.В. дает следующие рекомендации педагогам:

- материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом;

прежде чем приступить к ООД по оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами, приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Перед очередным процессом ООД необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размера, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельную ООД, начинать которую желательно с определения мотива и цели деятельности в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Основная деятельность заключается в складывании фигурки, а заканчивается процесс обыгрыванием, оценкой результата, применением поделки для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Также к методам, используемым педагогами ДОО относятся: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.

При проведении ООД по оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно рассказать стишок:

Много могут пальчики-

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машину, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Вы готовы? Начинаем,

Но сначала посчитаем!

Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление [16, c. 12].

Ассоциации применяются в обучении оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженое - сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название - «мороженое», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми.

Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол [9, c.108].

Само же мороженое можно «слизнуть», немного опустив уголок.

Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла.

Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», а не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся», и фигурка не получится.

При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам - сгибам.

При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:

1. B норке поселилась мышка (поместить пальчик в «карман», расслаивая бумагу).

2. Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху).

3. Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).

Развивать мелкую моторику рук у детей очень важно, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться, задолго до поступления в школу [9, c.233].

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так - как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей: способствует развитию творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивает чувство формы, глазомер.

В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки, развивается чувство цвета.

Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса [7, с.28].

Оригами - прекрасное средство оформления наглядных пособий, творчески работающие воспитатели их широко используют в учебном процессе. Правильное применение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное).

Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включались конструирование из бумаги, других материалов. По совету воспитателя дети могут сделать поделки, например, для игры в пароход, много дополнительных предметов: рупор, часы, бинокль, сумочку для врача, спасательные круги, якорь и тому подобное. При этом воспитатель должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудоемкие поделки и так далее) [13, с.3].

Следовательно, формы, методы и приемы обучения старшего дошкольного возраста технике оригами имеют огромное значение для гармоничного развития детей, для совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.
Январь 2023