Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Казанцев Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

Казанцев Дмитрий Вадимович
учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Платошинская средняя школа", Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Импульс", Пермский край, Пермский район, с. Платошино

Библиографическое описание: Казанцев Д.В. Формирование логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста посредством образовательной робототехники // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Вопрос развития человеческого мышления интересовал исследователей с момента зарождения первых цивилизаций. Это обусловлено тем, что человек, который имеет высокий уровень интеллекта, более успешно приспосабливается к жизни в социуме. Развивать мышление, а в частности логическое, необходимо с ранних лет, потому что интенсивное формирование интеллекта детей происходит в младшем школьном возрасте, приводящее к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

На современном этапе проблема развития логического мышления у обучающихся по-прежнему остается одной из приоритетных в школе. С внедрением федерального государственного стандарта всех уровней образования перед педагогами появилась новая, стратегическая цель - формирование универсальных учебных действий [2], включая познавательные.

Педагогу, который до этого занимался с ребятами просто учебными дисциплинами как таковыми, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи [1]. Значит, уже с начальной школы обучающиеся должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. В связи с вышеуказанными факторами возникает необходимость в эффективной организации учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования.

На уровне начального общего образования в эпоху педагогических инноваций младшему школьнику по-прежнему остается интересна игра. Для реализации этой потребности как нельзя лучше подходит образовательная робототехника. Она представляет собой совокупность приёмов и способов конструирования и программирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий на основе робототехнических конструкторов, в частности Lego Education.

Использование робототехнических наборов Lego Education в процессе обучения является примером интеграции всех областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей [2].

Система работы по формированию и развитию логического мышления у младших школьников с помощью робототехники, выстроенная в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Платошинская средняя школа» и муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс», включает три циклично повторяющихся этапа – диагностика уровня логического мышления у учеников, активное включение в образовательный процесс робототехнической деятельности на основе конструкторов Lego Education, определение эффективности выстроенной работы и её корректировка.

В первом классе, когда только ребенок начинает осваивать учебный материал, важно сформировать интерес и поддерживать его на высоком уровне. Поэтому в данный период особое внимание уделялось включению в образовательный процесс простейших моделей и простейших алгоритмов действия роботов на основе конструктора Lego WeDo 2.0. Простейшие модели, не вызывающие трудности у ребёнка, позволили первоклассникам преодолеть страх перед занятиями техническим творчеством и способствовали дальнейшему раскрытию их потенциала.

Готовность к усложнению робототехнических конструкций может произойти в 1 классе, хотя нередко это происходит во 2 классе. Готовность ученического коллектива оценивалась по трем критериям – утрачивание страха перед занятиями техническим творчеством, умение без инструкции собрать робота, умение создавать простые алгоритмы. Переход на следующий этап предполагает включение в образовательную деятельность заданий по созданию более сложных конструкций и по инструкции учителя или без неё (по образовательной задаче).

После введения образовательной робототехники в начальное общее и дополнительное образование была проведена диагностика по методике У. Гордона «Простые аналогии» в модификации В.П. Соломина [4], которая направлена на выявление логичности и гибкости мышления. Обучающимся предлагалось изучить пару слов и по аналогии, выявив логическую связь, подобрать пары к другим словам. Анализ результатов показал стабильный рост уровня развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста. Если до реализации образовательной робототехники было 40 % обучающихся с низким уровнем, то после этот процент снизился до 31 %. Доля детей с высоким уровнем логического мышления увеличилась с 17 до 25 %. Причем, результаты диагностирования обучающихся по окончании учебных четвертей, свидетельствуют о положительной динамике.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа обучающихся начальной школы с робототехническими наборами на уроках и занятиях в дополнительном образовании способствует развитию логического мышления у них. Робототехника позволяет работать обучающимся в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже художников, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Формируется предпосылки учебной деятельности, желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу и работать целенаправленно.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г., Бурменкая Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение. 2010 - 159 с.

2. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. – М.: Бином, 2019 -112 с.

3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 256 c.

4. Соломин В.П. Методика «Простые аналогии» [Электронный ресурс]: режим доступа - https://psy.wikireading.ru/7528/ (03.02.2020).