Библиографическое описание:
Березина Т.М. Конспект урока русского языка в 1-м классе на тему «Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока «Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных»
Цель урока: Научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами о – ё.
Задачи:
1. Образовательные:
- научить обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами о – ё;
- учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки;
2. Коррекционно – развивающие:
- приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное);
- увеличивать объём внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать прилежание, умение слушать, уважение к учителю и учащимся.
Оборудование: Русский язык, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, тетрадь, карточки для индивидуальной работы, карточки со словами гора, осёл, торт, мёд; ребусы, кроссворды, фасоль, горох, тарелочки; раскраски.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Речевая разминка.
По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
2. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Мяч, глаз, мята, флаг.
Подчеркни слова с мягкой согласной.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – формировать у учащихся представление о твёрдости и мягкости согласных.
На доске прикреплены мини-плакаты, где представлены слова, в которые нужно вставить буквы: г _ра, ос_л, т_рт, м_д.
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока, закутаны в облака. (Гора)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик! (Осёл)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Загадаю вам загадку.
Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают… (Мёд)
Задание «Отгадай ребусы» (вода, овёс)
Кроссворд «Буква О»
Кроссворд «Буква Ё»
Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению.
- Вспомним ещё раз скороговорку.
- Если бы мы записали эту скороговорку, на какую орфограмму мы бы обратили внимание? (Сева напишем с большой буквы.)
(Повторение правила)
4. Гимнастика для глаз.
Упражнение «Большие глаза»
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз.
(Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.)
5. Сообщение новой темы.
Цель – дать учащимся представление о правиле.
- Сегодня мы будем учиться обозначать твёрдость и мягкость согласных гласными буквами о –ё.
6. Работа по теме урока.
Цель – закрепить знания и умения учащихся по новому материалу.
- Откройте тетради, запишите число.
Минутка чистописания.
- Прописываем о ё до конца строки.
- У всех красиво получилось?
- Молодцы!
Проведение звукового анализа.
Звуковой анализ слов кот и мёд.
- В слове кот звук к твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Как обозначается твёрдость звука к? Кто нам помогает? (О)
- Какую же работу выполняет буква о? (Делает согласный звук к твёрдым)
- В слове мёд звук м твёрдый или мягкий? (Мягкий)
- Как обозначается его мягкость? (Буквой ё)
- Какую работу выполняет буква о? (Обозначает гласный звук и твёрдость предшествующего согласного)
- Какую работу выполняет буква ё? (Обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного)
7. Пальчиковая гимнастика.
Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!
Игра «Найди нужное зернышко»
Перемешай фасоль и горох, затем разложи все ингредиенты раздельно на две тарелочки. При сортировке «зернышек» движения руками выполняются в строгой очередности. Например, правая рука кладет на тарелку фасоль, затем левая рука кладет на тарелку горошину.
- Запишем в тетрадь предложения со словами кот и мёд. (Параллельно работа у доски)
У бабушки серый кот.
Мама купила мёд.
- В слове кот подчеркните согласную к синим карандашом – так мы будем обозначать твёрдый согласный звук.
- В слове мёд подчеркните согласную м зелёным карандашом – обозначим мягкий согласный звук.
Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.
Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных.
Вставь пропущенные буквы о или ё.
Холодный л_д, серый к_т, вкусный м_д, высокий д_м, маленький кот_нок, крепкий с_н, пятнистый тел_нок.
Карточка 2.
Вставь пропущенные буквы о – ё и прочитай слова, записанные на зёрнышках. Распредели «зернышки»-слова в три миски. Проведи линии-дорожки.
Карточка 3.
Закрась оранжевым цветом те части рисунка, на которых написана буква
Ё ё
Карточка 4.
Закрась только те предметы, названия которых начинаются на букву О.
Закрась только те предметы, названия которых заканчиваются на букву О.
7. Итог урока.
- Какая задача стояла перед нами? (Научиться обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами о – ё)
- Мы её выполнили? (Да)
- А какой буквой обозначается твердость предшествующего согласного?
- Какой буквой обозначается мягкость предшествующего согласного?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание:
Вставь пропущенные буквы о – ё.
Р_с зел_ный кл_н.
В_т вес_лый кл_ун Кл_па.
У Ал_ны п_лные в_дра.
Ст_па нес_т з_нтик.
Дв_рник м_л дв_р.
Выполни штриховку О – синим карандашом, Ё – зеленым.
8. Рефлексия.
- Поднимите правую руку, кому на уроке работалось легко.
- Поднимите левую руку, у кого возникли трудности.
- У кого не все получилось, в следующий раз обязательно получится!
- Спасибо за урок!
Библиографический список:
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях. Изд. «Просвещение».
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4-х частях. Изд. «Просвещение».
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Изд. «Просвещение».
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Изд. «Просвещение».
5. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Изд. «Гном».
6. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Изд. «Гном».
Березина Т.М. Конспект урока русского языка в 1-м классе на тему «Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока «Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных»
Цель урока: Научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами о – ё.
Задачи:
1. Образовательные:
- научить обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами о – ё;
- учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки;
2. Коррекционно – развивающие:
- приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное);
- увеличивать объём внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать прилежание, умение слушать, уважение к учителю и учащимся.
Оборудование: Русский язык, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, тетрадь, карточки для индивидуальной работы, карточки со словами гора, осёл, торт, мёд; ребусы, кроссворды, фасоль, горох, тарелочки; раскраски.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Речевая разминка.
По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
2. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Мяч, глаз, мята, флаг.
Подчеркни слова с мягкой согласной.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – формировать у учащихся представление о твёрдости и мягкости согласных.
На доске прикреплены мини-плакаты, где представлены слова, в которые нужно вставить буквы: г _ра, ос_л, т_рт, м_д.
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока, закутаны в облака. (Гора)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик! (Осёл)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Загадаю вам загадку.
Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают… (Мёд)
Задание «Отгадай ребусы» (вода, овёс)
Кроссворд «Буква О»
Кроссворд «Буква Ё»
Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению.
- Вспомним ещё раз скороговорку.
- Если бы мы записали эту скороговорку, на какую орфограмму мы бы обратили внимание? (Сева напишем с большой буквы.)
(Повторение правила)
4. Гимнастика для глаз.
Упражнение «Большие глаза»
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз.
(Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.)
5. Сообщение новой темы.
Цель – дать учащимся представление о правиле.
- Сегодня мы будем учиться обозначать твёрдость и мягкость согласных гласными буквами о –ё.
6. Работа по теме урока.
Цель – закрепить знания и умения учащихся по новому материалу.
- Откройте тетради, запишите число.
Минутка чистописания.
- Прописываем о ё до конца строки.
- У всех красиво получилось?
- Молодцы!
Проведение звукового анализа.
Звуковой анализ слов кот и мёд.
- В слове кот звук к твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Как обозначается твёрдость звука к? Кто нам помогает? (О)
- Какую же работу выполняет буква о? (Делает согласный звук к твёрдым)
- В слове мёд звук м твёрдый или мягкий? (Мягкий)
- Как обозначается его мягкость? (Буквой ё)
- Какую работу выполняет буква о? (Обозначает гласный звук и твёрдость предшествующего согласного)
- Какую работу выполняет буква ё? (Обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного)
7. Пальчиковая гимнастика.
Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!
Игра «Найди нужное зернышко»
Перемешай фасоль и горох, затем разложи все ингредиенты раздельно на две тарелочки. При сортировке «зернышек» движения руками выполняются в строгой очередности. Например, правая рука кладет на тарелку фасоль, затем левая рука кладет на тарелку горошину.
- Запишем в тетрадь предложения со словами кот и мёд. (Параллельно работа у доски)
У бабушки серый кот.
Мама купила мёд.
- В слове кот подчеркните согласную к синим карандашом – так мы будем обозначать твёрдый согласный звук.
- В слове мёд подчеркните согласную м зелёным карандашом – обозначим мягкий согласный звук.
Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.
Буквы о – ё для обозначения твёрдости и мягкости согласных.
Вставь пропущенные буквы о или ё.
Холодный л_д, серый к_т, вкусный м_д, высокий д_м, маленький кот_нок, крепкий с_н, пятнистый тел_нок.
Карточка 2.
Вставь пропущенные буквы о – ё и прочитай слова, записанные на зёрнышках. Распредели «зернышки»-слова в три миски. Проведи линии-дорожки.
Карточка 3.
Закрась оранжевым цветом те части рисунка, на которых написана буква
Ё ё
Карточка 4.
Закрась только те предметы, названия которых начинаются на букву О.
Закрась только те предметы, названия которых заканчиваются на букву О.
7. Итог урока.
- Какая задача стояла перед нами? (Научиться обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами о – ё)
- Мы её выполнили? (Да)
- А какой буквой обозначается твердость предшествующего согласного?
- Какой буквой обозначается мягкость предшествующего согласного?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание:
Вставь пропущенные буквы о – ё.
Р_с зел_ный кл_н.
В_т вес_лый кл_ун Кл_па.
У Ал_ны п_лные в_дра.
Ст_па нес_т з_нтик.
Дв_рник м_л дв_р.
Выполни штриховку О – синим карандашом, Ё – зеленым.
8. Рефлексия.
- Поднимите правую руку, кому на уроке работалось легко.
- Поднимите левую руку, у кого возникли трудности.
- У кого не все получилось, в следующий раз обязательно получится!
- Спасибо за урок!
Библиографический список:
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях. Изд. «Просвещение».
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4-х частях. Изд. «Просвещение».
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Изд. «Просвещение».
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Изд. «Просвещение».
5. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Изд. «Гном».
6. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Изд. «Гном».