Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Буторина К.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Буторина Кристина Сергеевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4 г. Невьянска

Библиографическое описание: Буторина К.С. Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

1. Знакомство с темой выступления.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, у меня сегодня прекрасное настроение: я рада вас видеть, полна сил и желания работать вместе с вами. Приклеив красный лепесток, я обозначила свое настроение. А с каким настроением пришли Вы? Выберите лепесток, цвет которого совпадает с вашим эмоциональным состоянием, и приклейте его к сердцевинке нашей ромашки.

Давайте рассмотрим палитру нашего настроения.

Красные лепестки приклеили лидеры, те, кому не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Голубой лепесток говорит, что вы мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Зелёный цвет означает потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Надеюсь, что наша встреча позволит кому-то получить яркие впечатления, кому-то просто отдохнуть и снять усталость.

Как назвать деятельность, которую мы сейчас осуществляли?

САМООЦЕНКА

Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского. научного сотрудника Института содержания и методов обучения Российской академии образования: «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед».

2. Актуальность темы.

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой.

Вы замечали, как дети по-разному сдают тетради с контрольными работами или тестами: одни, выполнив задание, тщательно все проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук.

На замечание учителя: «Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют также неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Как можно это объяснить?

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Данные примеры говорят о разных уровнях самооценки обучающихся.

Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?

Характеристика самооценки учащихся автор Г.А. Цукерман

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Существует множество различных форм оценивания и каждый педагог выбирает, свои метод, формы и приемы.

Все формы можно разделить на несколько групп:

По содержанию: устная и письменная.

По способам проведения: анкеты, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок и др.

По форме: фронтальная, индивидуальная, групповая.

По цели: оценка эмоционального состояния, нравственных, физических качеств, оценка деятельности и усвоения содержания учебного материала.

По типу урока: знакомство с новым материалом, промежуточная, итоговая.

Вам предложена небольшая картотека приемов формирования навыков самооценки, которую вы можете дополнить своими примерами.

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать:

Данные методики и приемы использовались в 1 классе, в основном самооценка первоклассника строится на эмоциональном уровне, понравилось, не понравилось, могу / не могу, получилось/ не получилось.

Прием «Стрелочки»

Предлагается детям определить настроение в начале урока и показать соответствующий смайлик и стрелочку определенного цвета. И таким же образом оценивают свое состояние, настроение в конце урока, и с чем получилось легко справиться, что оказалось сложным.

Также из этой же серии, эмоциональное состояние считается прием

«Солнышко и тучка»

Если хорошее настроение, все было понятно на уроке, со всеми заданиями справились, то поднимают солнышко. Если вдруг, что то оказалось сложным, не получилось у ребенка ответить на несколько вопросов, то в данном случае поднимается тучка. И обязательно анализируем, что не получилось и по какой причине.

Во втором классе использую более сложные приемы, такие как:

«Корзина знаний»

Используется на уроках закрепление знаний или рефлексии, во время урока самые активные ребята наполняют корзину яблоками. И в конце урока она пополняется, но уже яблоки будут разного цвета в зависимости от активности на уроке и ответов.

Прием «Лесенка»

Инструкция: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.





При анализе работ обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

«Самостоятельный ЁЖИК»

(для с/работы, теста).

Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий,

с которыми вы справились самостоятельно.

А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь.





«Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

«Оценивание по критериям».

Ребята дают оценку выполненной работы своего соседа по парте, рассказчика стихотворения и т.д.

«Работа в группе»

По подготовленному листу, ребята оценивают свою деятельность, и всей группы. Принимают определенные роли в группе и выполняют ее до окончания урока.

Также формированию адекватной самооценки помогает использование алгоритмов самооценивания. Данные алгоритмы разработаны для каждого класса, автор данной разработки _____________________________

Представляю вашему вниманию «Алгоритм самооценивания для 1 класса».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

- зная критерии учебной оценки, более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;

- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Предлагаю выполнить несколько заданий для диагностики нашей самооценки.

Задание № 1: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.

Задание № 2: нарисуйте на листе бумаги дом.

Задание 1 Самооценка:

1) Какое задание было дано?

2) Довольны ли вы полетом своего самолетика?

3) Почему?

4) Что нужно сделать в следующий раз?

Задание № 2. Взаимооценка рисунков.

А теперь оцените рисунок по таким критериям, как:

1. Фундамент – 1 балл.

2. Стены -1 балл.

3. Крыльцо, ступени –1 балл.

4. Перила – 1балл.

5. Дверь – 1 балл.

6. Окно - 1 балл.

7. Окно на чердаке – 1 балл.

8. Водосточная труба – 1 балл.

9. Труба на крыше дома – 1 балл.

10. Трава или деревья возле дома – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

0-4 балла - «2».

5-6 баллов - «3».

7-8 баллов - «4».

9-10 баллов - «5».

Рефлексия по заданию:

Какие виды оценивания были применены?

Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

Насколько отличались оценки и почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

В первом случае мы использовали формативное оценивание. Оно применяется для получения данных о текущем состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.

(что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать)

Если представить, что дети - это цветы …

Формативное оценивание- эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Формативное оценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.

Сегодня на уроке я понял…

Я узнал больше о ………….

Я понимаю __________ и могу объяснить

Я все еще не понимаю _________

Я не совсем уверен в _______________

Я изменил свое отношение к …

Я удивился тому, что …

Я почувствовал …

Хотелось бы узнать …

Мне удалось …

Я могу себя похвалить за то, что …

Я не справился …

На следующем уроке я …

Итоговое оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Итоговое оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т.п.

Если представить, что дети – цветы.

Итоговое оценивание – это просто их измерение. (высота цветка, ширина листьев, количество бутонов и т.д.) Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Такое оценивание осваивается детьми гораздо быстрее, так как при оценивании используются четкие критерии.

Итог

И хотелось бы закончить своё выступление притчей: «Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только удовольствие.