Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО

Гаврилова Анна Владимировна
педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 44 «Веселые нотки», г. Северодвинск

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями. У большинства современных детей, в особенности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), наблюдается общее моторное отставание и, как следствие, инертность мыслительных процессов, снижение свойств внимания, координационных способностей, речевого и когнитивного развития. Их поведение может характеризоваться повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью или, напротив, пассивностью, индифферентным отношением к происходящему. В результате, проявляется низкая работоспособность, нарастающая утомляемость, сниженный уровень произвольности психических процессов – и эти трудности, возможно, преодолеть посредством подбора специальных методов педагогической коррекции.

Таким образом, ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов и приемов, учитывающих специфику обучающихся. Мы считаем, что одним из возможных путей решения данных задач является включение в развивающую и коррекционную работу элементов сенсорной интеграции, научным обоснованием которой являются научные исследования в области нейропсихологического развития ребёнка. Пирамида Вильямса и Шеленбергера (нейропсихологическая пирамида развития ребёнка) – основа развития любого ребенка. Она наглядно иллюстрирует, что развитие и обучение ребенка идут «снизу вверх». Не обеспечив развитие ребенка на «нижних этажах» (сенсорные системы, сенсомоторное и перцептивно-моторное развитие), невозможно сформировать навык, который находится на более «верхних этажах» пирамиды (познавательные способности). Интеллект, поведение, речь находятся не в основе пирамиды, а высоко над ней.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.

От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители

Сенсорная интеграция – это научно-обоснованный метод, который помогает понять как связан процесс обработки сенсорной информации (на уровне функционирования мозга) с поведением и обучением ребёнка. Данный метод можно назвать своеобразной "подготовкой почвы" для обучающих коррекционных занятий.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Сенсорная интеграция представляет собой определенные воздействия, которые помогают ребенку адекватным образом реагировать на собственные ощущения. Этот метод можно назвать своеобразной "подготовкой почвы" для обучающих и коррекционных занятий. Учитывая ведущую деятельность дошкольников, в развивающей и коррекционной работе мы стараемся использовать как можно больше игровых приёмов в работе с детьми. Игры сенсорной направленности помогают заинтересовать, отвлечь, снизить психоэмоциональное и физическое напряжение, обеспечивают развитие психических процессов. Результат – улучшение концентрации внимания, поведения, снижение тревожности, что делает ребенка более продуктивным в ситуациях обучения.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию пяти основных сенсорных систем – это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Но, как показывает практика, необходимо уделять особое внимание развитию вестибулярной системы и проприоцепции. Проприоцепцивная система сообщает о положении и движении нашего собственного тела. Это касается контроля моторики, управления телом, планирования движений, осознания положения тела в пространстве. Нарушения в работе проприоцептивной системы чаще всего отмечаются у моторно-расторможенных детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Данному контингенту обучающихся необходима проприоцептивная стимуляция для того, чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Задачи, которые решает метод сенсорной интеграции в развитии пропроцептивной системы:

· развивать и совершенствовать разные виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей;

· формировать праксис позы (осознание ребенком положения собственного тела в пространстве);

· развивать крупную и мелкую моторику;

· стабилизировать эмоциональное состояние (снижать беспокойство, тревожность, вызывать положительные эмоции);

· корректировать поведение (позволяет детям учиться осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, т. е. формировать адаптивный ответ).

В своей работе мы используем следующие виды сенсорного оборудования:

1. УТЯЖЕЛИТЕЛИ:

· «ТЯЖЁЛОЕ ОДЕЯЛО» помогает стимулировать мышечную систему, нормализовать сон. Детям, у которых есть гипертонус, снимает напряжение, мышечные зажимы, происходит релаксация. У детей с гипотонусом, слабыми мышцами - активизирует нервную систему, помогает почувствовать свое тело. Заменой утяжелённого одеяла может служить сложенное в несколько раз покрывало, подпор подушкой.

· УТЯЖЕЛЁННЫЙ ЖИЛЕТ помогает ребенку прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс, он чувствуют себя спокойнее. Жилет помогает "усадить" ребенка, сконцентрировать внимание, тем самым повышая качество результативности обучения (см.фото 1,2).

2. БАЛАНСИРЫ

· ФИТБОЛ в качестве стула. При организации индивидуальной работы по желанию ребёнка стул заменяется на большой мяч (см.фото 3). Просто балансируя, сидя на гимнастическом мяче и удерживая равновесие, у ребёнка развивается координация движений, умение держать баланс, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные. Снятие психоэмоционального напряжения у гиперактивного ребёнка возможно благодаря пружинящей природе фитбола. В любой момент занятия можно устроить физминутку и растянуть спину, полежав на мяче, или снять мышечное и эмоциональное напряжение, просто на нем попрыгав.

· БАЛАНСИРОВОЧНАЯ ДОСКА (ДОСКА БИЛЬГОУ) - это простой, но эффективный тренажер баланса. С её помощью тренируется навык удержания равновесного положения тела (см.фото 4).

Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Доктор Френк Бильгоу на практике заметил влияние способности к удержанию равновесия и работы вестибулярной системы в целом на способность к обучению.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции демонстрируют свою эффективность как для основной своей цели - повышение способности к обучению, так и для коррекции в следующих случаях: расстройства координации, крупной и мелкой моторики, пространственного восприятия; неусидчивость, дефицит внимания, гиперактивность; задержка речевого развития; расстройство функции чтения (дизлексия); проблемы функций контроля письма; недостаточная сформированность сенсорных систем, нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ).

Используемые упражнения на балансировочной доске имеют вариативность применения их в коррекционно-развивающей работе, которая строится по этапам с постепенным усложнением и предполагает использование медиаторов для самостоятельного выполнения упражнений.

3. ИГРЫ С НАДАВЛИВАНИЕМ

Предложенные проприоцептивные игры, особенно полезны детям, которые недостаточно чувствуют сигналы собственного тела (следующие особенности могут отличать таких детей: неуклюжесть; вялость; нежелание вставать по утрам; врезается в стены и мебель, как будто не видит их; очень завышенный болевой порог). Они помогают удовлетворить потребности в стимуляции рецепторов по всему телу и поддержать процесс развития: тактильное рисование, само- и взаимомассаж (суджок, массажные мячики), рассказывание сказок на теле, игра «Хот-дог или сосиска в тесте» (пеленание и выкатывание на полу), «Тяни-толкай) (см.фото 5).

Из нашего опыта применения элементов сенсорной интеграции с детьми старшего дошкольного возраста отмечается:

· снижение уровня двигательного беспокойства;

· положительная динамика развития произвольности и самоконтроля;

· раскрытие их индивидуальных резервных возможностей;

· развитие всех видов и свойств внимания;

· стабильный положительный эмоциональный отклик и интерес к занятиям.

Таким образом, используемые нами приёмы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребёнка в осознании себя, обеспечивают развитие психомоторных и познавательных умений, что делает его более продуктивным в ситуациях обучения.



Список литературы:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблемразвития; М.: Теревинф, 2009.

2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением вразвитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.

3. Кислинг Улла.Сенсорнаяинтеграция вдиалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.

4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.