Библиографическое описание:
Кострова Т.С. Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России» // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Тема: «Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
1. Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. (А. Башлачёв)
а) Синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания с вопросами.
б) Выписать слова с непроверяемой буквой гласного в корне, обозначить орфограмму и дописать по одному однокоренному слову.
2. Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.
– Выполните задание. Назовите номер выбранного ответа. (3.)
– У какого существительного нужно было определить признаки?
– Как вы их определяли?
II. Формулирование проблемы.
– Прочитайте текст в упр. 109. Какова его главная мысль? («Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)
– Как она выражена: прямо или читается между строк? Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)
– Какие вы знаете словари?
– Что можно узнать из словарей?
-Проверим ваши предположения в конце урока.
– Давайте составим план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Развитие по теме.
1. Работа по учебнику.
Упр. 109.
– Найдите предложения, соответствующие схемам.
– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?
– Как называются такие предложения?
2. Игра «Узнай словарь».
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)
3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)
4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов.
(Словарь иностранных слов.)
– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?
– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?
– Назовите многозначные существительные.
3. Работа с толковым словарём.
а) Упр. 110
б) Упр. 111
4. Работа со словарём синонимов.
– Что такое синонимы?
– Приведите примеры синонимов.
а) Упр. 112
б) Упр. 113
Автор передаёт гнев отца, используя синонимы: гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Эти слова употребляются в переносном значении. Короткие восклицательные предложения делают текст эмоциональным, выразительным.
5. Работа со словарём антонимов.
Упр. 114 – развивается умение анализировать словарную статью из словаря антонимов и сравнивать её построение со словарными статьями из других словарей.
Выполняется устно.
6. Работа над развитием устной и письменной учебно-научной речи.
Упр. 115.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
– Вспомните ваши предположения в начале урока о том, что можно узнать с помощью словарей. Что ещё нового вы узнали?
– Проверьте себя, выполнив задание № 2, тема 5 в рабочей тетради.
– Сверьте выбранный вариант ответа с ключом в приложении.
V. Домашнее задание.
Упр. 115. Записать текст.
VI. Рефлексия
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Кострова Т.С. Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России» // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Тема: «Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
1. Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. (А. Башлачёв)
а) Синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания с вопросами.
б) Выписать слова с непроверяемой буквой гласного в корне, обозначить орфограмму и дописать по одному однокоренному слову.
2. Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.
– Выполните задание. Назовите номер выбранного ответа. (3.)
– У какого существительного нужно было определить признаки?
– Как вы их определяли?
II. Формулирование проблемы.
– Прочитайте текст в упр. 109. Какова его главная мысль? («Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)
– Как она выражена: прямо или читается между строк? Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)
– Какие вы знаете словари?
– Что можно узнать из словарей?
-Проверим ваши предположения в конце урока.
– Давайте составим план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Развитие по теме.
1. Работа по учебнику.
Упр. 109.
– Найдите предложения, соответствующие схемам.
– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?
– Как называются такие предложения?
2. Игра «Узнай словарь».
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)
3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)
4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов.
(Словарь иностранных слов.)
– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?
– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?
– Назовите многозначные существительные.
3. Работа с толковым словарём.
а) Упр. 110
б) Упр. 111
4. Работа со словарём синонимов.
– Что такое синонимы?
– Приведите примеры синонимов.
а) Упр. 112
б) Упр. 113
Автор передаёт гнев отца, используя синонимы: гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Эти слова употребляются в переносном значении. Короткие восклицательные предложения делают текст эмоциональным, выразительным.
5. Работа со словарём антонимов.
Упр. 114 – развивается умение анализировать словарную статью из словаря антонимов и сравнивать её построение со словарными статьями из других словарей.
Выполняется устно.
6. Работа над развитием устной и письменной учебно-научной речи.
Упр. 115.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
– Вспомните ваши предположения в начале урока о том, что можно узнать с помощью словарей. Что ещё нового вы узнали?
– Проверьте себя, выполнив задание № 2, тема 5 в рабочей тетради.
– Сверьте выбранный вариант ответа с ключом в приложении.
V. Домашнее задание.
Упр. 115. Записать текст.
VI. Рефлексия
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?