Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Налапкина Наталия Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6»
город Югорск
90% всей информации в Интернете – визуальные данные. Популярность изображений напрямую связана с возросшим в последние десятилетия количеством информации. Мозг человека «любит» фотографии, видео, рисунки, потому что это самая привычная и быстрая для восприятия форма контента.
Использование в работе учителя приемов визуализации информации способствует обеспечению высокой мотивации школьников, познавательной активности. Фраза «Приготовьте для работы фломастеры (маркеры, карандаши) » оказывает магическое действие: на учеников: всем становится интересно узнать, чем будем заниматься, что изучать, какую информацию визуализировать.
Интеллект-карта. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Интеллект-карты являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Интеллект-карты составляем на самых разных этапах урока и во внеурочной деятельности: «А.С. Пушкин», «Моя семья», «Символы России» и т.д. Для обобщения и фиксации результатов в рамках формирующего оценивания реализуем классный проект «Умные месяцы» («Умный сентябрь», «Умный октябрь» и т.д.), когда по итогам месяца на интеллект-карте фиксируются изученные темы, полученные навыки во всех предметных областях.
Проект «Умные гусеницы». Каждый педагог сталкивается в своей работе с проблемой низкого читательского интереса младших школьников. Существует много методов и приемов работы в этом направлении. Для составления списка прочитанных произведений и реализации возможности показать свои результаты реализуется групповой проект «Умные гусеницы», когда на большом плакате у каждого своя «гусеница» из цветных кружочков с флагом – фотографией ученика. На кружочке – прочитанное произведение. Задача – «растить» свою гусеничку. Каждый имеет возможность рассказать о прочитанном произведении, ответить на вопросы, получить рекомендации одноклассников по прочитанным произведениям. Работа над проектом увлекает ребят, способствует стойкому росту читательского интереса.

Чек-лист. Чек-лист - это образец правильного алгоритма решения задачи, записанный в виде последовательности максимально простых, максимально точных и лаконичных, но полных действий, которые нужно совершить для достижения цели. В учебной и во внеурочной деятельности чек-лист позволяет осуществлять самоконтроль, планирование своей деятельности по достижению поставленной цели, обеспечивает высокий уровень самоорганизации. Анализируя заполненный чек-лист, учащиеся проводят рефлексию своих действия, видят ошибки, и достижения. Информация, отражающаяся в чек-листах, легка для восприятия. Дети увлеченно составляют чек-листы «Мои каникулы», «Мой день в школе», «План на месяц» и. т.д.
У ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развита воля и сознательность, слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Инструменты, приемы визуализации информации делают процесс обучения привлекательным, нужным, интересным.
Октябрь 2021