учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 17"
В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Говорят, о деятельности: проектной, исследовательской, проектно-исследовательской, проектной и исследовательской и др.
При реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно представлять главные отличия проекта от исследовательского.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от «латинского» — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых— это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.
Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставится как создать… построить… достичь
Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и др. задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, - возможность самостоятельно получить значимый результат.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас – подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности – сбора и анализа экспериментального материала. Поэтому в исследовании наиболее важно – выявить то, что не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования ставится как выявить… установить… изучить…
Принципиальное отличие исследования от проектирования:
- Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
- Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
И проектирование, и исследование являются главными «взрослыми» средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть кардинальным образом переработаны, адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.
Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приемами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты; а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.
Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы – концептуализацию (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания); целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования); подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбора проб и т. д.); планирование хода работы; оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов); окончательные выводы и их интерпретация. Поэтому исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом.
Точно также и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Здесь две отправные точки: сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.
Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель исследовательской работы) в процессе выполнения исследования или проекта.
Для учащегося это:
Для учителя это:
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования.
Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышении качества образования учащегося.
Научный подход,
потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата.
Научно-организационный подход,
потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося.
Также необходимо отметить, что умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных либо исследовательских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в таблице.
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства
Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности
Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта
Следить за «второстепенными» наблюдениями, замечать, запоминать их, понимая, что это материал для будущих исследований
В начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С первого класса необходимо пытаться вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.
В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Ребята могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
При организации исследования предлагаю учащимся шпаргалку по проведению и оформлению исследовательской работы или проекта:
Инструкция по работе над проектом или исследованием
Первая страница
Титульный лист (оформить красочно)
Вторая страница.
Содержание
1. Введение …………………………………..3
2. Основная часть ……………………………4
3. Заключение ………………………………..8
4. Список литературы ……………………….9
5. Приложение ……………………………...10
Третья страница
Введение
Тема моего исследования «……..»
Актуальность (почему тема так важна)
Мне стало интересно,……
Проблема исследования: ….
Объект исследования: это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования (неживой предмет или живое существо, процесс или явление действительности.) Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования: это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Цель: это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
1. Изучить…
2. Исследовать….
Задачи: это все последовательные этапы теоретической и эксперементальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
1.Познакомиться….
2. Собрать материал о….
3. Подготовить…..
Гипотеза:это предположение, догадка, ещё не доказанная опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно…
Четвёртая страница - Седьмая страница
Основная часть
Собери информацию по теме проекта:
исторические сведения, необходимая информация, знания для проведения исследования. (4-6 стр)
Опиши этапы проведения исследования. (7 стр)
Восьмая страница
Заключение
В ходе исследования я сделал выводы:
Моя гипотеза подтвердилась (не подтвердилась…и почему?)
Мне понравилось….
Я хотел бы узнать….
Девятая страница
Список литературы
Располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Десятая страница
Приложение
(На этой странице могут быть помещены картинки, рисунки, фото –материалы, которые могли бы дополнить твою работу по теме проекта)
Защита проекта- исследования
1. Доклад (кратко, самое важное из работы)
2. Подготовь рисунки, схемы….или презентацию.
3. Приготовься к ответам на вопросы по работе.
Обычно в исследовательской работе:
1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.