Хворост Людмила Ивановна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Шухова», Грайворонский городской округ
Библиографическое описание: Хворост Л.И. Взаимодействие учителя и семьи по экологическому воспитанию младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. По мнению учёных, «экологический кризис на планете победит не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования».
В стандартах второго поколения в примерной программе по окружающему миру говорится, что курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- овладение основами экологической грамотности,
- элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей,
- нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Экологическое воспитание – сложный и длительный процесс. Родители и школьные учителя – главные действующие лица в воспитании у младших школьников экологической ответственности и культуры взаимоотношений с окружающей средой.
Конечная цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры.
Компоненты экологической культуры:
- экологические знания, умения;
- ценностное отношение;
- экологически оправданное поведение.
Становление экологической культуры происходит в первые десять лет жизни человека, поэтому период обучения в начальной школе очень важен для экологического воспитания. В это время стихийные знания о взаимоотношении человека с природой корректируются, углубляются, систематизируются и обобщаются
Важным звеном в построении воспитательной работы по экологическому воспитанию является взаимодействие педагога с родителями младших школьников.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы взаимодействия личности с окружающей средой. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
- регулирование физического и эмоционального развития;
- влияние на развитие психологического пола;
- влияние на умственное развитие;
- ознакомление ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- социальная поддержка.
Эффективность взаимодействия учителя и семьи в воспитании младших школьников во многом зависит от умения учителя работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку. Поэтому необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого – педагогических правил их взаимодействия:
1. В основе работы учителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителя и родителей – взаимное уважение.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3.Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Вся работа по взаимодействию школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно – практическая конференция, родительское собрание и др.
К индивидуальным формам взаимодействия учителя и семьи относятся педагогические консультации, посещение семьи, педагогические поручения.
Николаева С.Н. одним из условий повышения эффективности взаимодействия учителя и семьи видит использование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность детей:
1) совместные экологические наблюдения и экскурсии-«экспедиции», предполагающие обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экологической обстановке, наличии животных и растений. Объектами исследования могут стать любые предметы живой и неживой природы (камни, вода, валуны и т.п.);
2) уроки доброты и мышления, экологические беседы с приглашением родителей. Необходимо использовать в этой области реальные возможности различных дисциплин и учитывать профессии родителей;
3) экологические кружки, конкурсы (их могут вести родители);
4) экологические игры (моделирования экосистем, игры-путешествия, соревновательные, имитационные и дидактические), в проведении которых активно принимают участие взрослые члены семьи младших школьников.
5) обсуждение и проигрывание ситуаций (в том числе нравственного выбора): «Дети нарвали большой букет ландышей в лесу. Лесник на них рассердился. Почему?», «Дети принесли беспомощного зайчонка. Что ты им скажешь?»;
6) количественный эксперимент, имеющий универсальное значение: опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления, иллюстрирующие количественное выражение закономерностей; экспериментальное изучение экологической технологии и т.п.;
7) экологизация жизненной среды, предполагающая удовлетворение желания каждого ребенка «завести друга» — животное или растение (создание зимнего сада как наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров);
8) экологические акции, дни (недели) экологического творчества, экологические праздники и фестивали;
9) трудовой десант и ведение «Панорамы добрых дел»;
10) зеленый и голубой патруль (в начальной школе — в рамках территории пришкольного участка, которую дети обходят, отмечая по карте, составленной педагогом, объекты, нуждающиеся в охране);
11) клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога; составление экологических карт и троп; ведение фенологических календарей природы;
12) коллекционирование, которое может положить начало беседам о природных богатствах России, их использовании на темы: «Что делают из гранита?», «Как получают стекло, железо?», «Что такое уголь?» и т.п.;
13) посещение и создание экологических музеев, выставок и композиций («Лес — друг человека», «Родные просторы», «Богатства недр нашей Земли»).
Все перечисленные формы работы, требуют активного участия родителей младших школьников, только при условии взаимодействия учителя и семьи процесс экологического воспитания даст максимально положительный результат.
Библиографический список
1. Головко Е. В. Методика преподавания естествознания / Психолого-педагогические основы начального образования: учеб. пособ. для студентов / Е. В. Головко и др. – Белгород, 2006.
2. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников: учебное пособие / Т.Н.Зенина. - М; Центр педагогического образования, 2008.
3. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу./С.Н. Николаева. — М., 2005.
4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Шухова», Грайворонский городской округ
Библиографическое описание: Хворост Л.И. Взаимодействие учителя и семьи по экологическому воспитанию младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. По мнению учёных, «экологический кризис на планете победит не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования».
В стандартах второго поколения в примерной программе по окружающему миру говорится, что курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- овладение основами экологической грамотности,
- элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей,
- нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Экологическое воспитание – сложный и длительный процесс. Родители и школьные учителя – главные действующие лица в воспитании у младших школьников экологической ответственности и культуры взаимоотношений с окружающей средой.
Конечная цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры.
Компоненты экологической культуры:
- экологические знания, умения;
- ценностное отношение;
- экологически оправданное поведение.
Становление экологической культуры происходит в первые десять лет жизни человека, поэтому период обучения в начальной школе очень важен для экологического воспитания. В это время стихийные знания о взаимоотношении человека с природой корректируются, углубляются, систематизируются и обобщаются
Важным звеном в построении воспитательной работы по экологическому воспитанию является взаимодействие педагога с родителями младших школьников.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы взаимодействия личности с окружающей средой. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
- регулирование физического и эмоционального развития;
- влияние на развитие психологического пола;
- влияние на умственное развитие;
- ознакомление ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- социальная поддержка.
Эффективность взаимодействия учителя и семьи в воспитании младших школьников во многом зависит от умения учителя работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку. Поэтому необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого – педагогических правил их взаимодействия:
1. В основе работы учителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителя и родителей – взаимное уважение.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3.Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Вся работа по взаимодействию школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно – практическая конференция, родительское собрание и др.
К индивидуальным формам взаимодействия учителя и семьи относятся педагогические консультации, посещение семьи, педагогические поручения.
Николаева С.Н. одним из условий повышения эффективности взаимодействия учителя и семьи видит использование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность детей:
1) совместные экологические наблюдения и экскурсии-«экспедиции», предполагающие обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экологической обстановке, наличии животных и растений. Объектами исследования могут стать любые предметы живой и неживой природы (камни, вода, валуны и т.п.);
2) уроки доброты и мышления, экологические беседы с приглашением родителей. Необходимо использовать в этой области реальные возможности различных дисциплин и учитывать профессии родителей;
3) экологические кружки, конкурсы (их могут вести родители);
4) экологические игры (моделирования экосистем, игры-путешествия, соревновательные, имитационные и дидактические), в проведении которых активно принимают участие взрослые члены семьи младших школьников.
5) обсуждение и проигрывание ситуаций (в том числе нравственного выбора): «Дети нарвали большой букет ландышей в лесу. Лесник на них рассердился. Почему?», «Дети принесли беспомощного зайчонка. Что ты им скажешь?»;
6) количественный эксперимент, имеющий универсальное значение: опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления, иллюстрирующие количественное выражение закономерностей; экспериментальное изучение экологической технологии и т.п.;
7) экологизация жизненной среды, предполагающая удовлетворение желания каждого ребенка «завести друга» — животное или растение (создание зимнего сада как наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров);
8) экологические акции, дни (недели) экологического творчества, экологические праздники и фестивали;
9) трудовой десант и ведение «Панорамы добрых дел»;
10) зеленый и голубой патруль (в начальной школе — в рамках территории пришкольного участка, которую дети обходят, отмечая по карте, составленной педагогом, объекты, нуждающиеся в охране);
11) клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога; составление экологических карт и троп; ведение фенологических календарей природы;
12) коллекционирование, которое может положить начало беседам о природных богатствах России, их использовании на темы: «Что делают из гранита?», «Как получают стекло, железо?», «Что такое уголь?» и т.п.;
13) посещение и создание экологических музеев, выставок и композиций («Лес — друг человека», «Родные просторы», «Богатства недр нашей Земли»).
Все перечисленные формы работы, требуют активного участия родителей младших школьников, только при условии взаимодействия учителя и семьи процесс экологического воспитания даст максимально положительный результат.
Библиографический список
1. Головко Е. В. Методика преподавания естествознания / Психолого-педагогические основы начального образования: учеб. пособ. для студентов / Е. В. Головко и др. – Белгород, 2006.
2. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников: учебное пособие / Т.Н.Зенина. - М; Центр педагогического образования, 2008.
3. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу./С.Н. Николаева. — М., 2005.
4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.