воспитатель
МАДОУ "Центр развития ребенка - д\с № 11", Кунгурский Муниципальный округ
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное, самостоятельное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.
При переходе к ФГОС ДО одним из требований к развивающей предметно-пространственной среде является безопасность – что предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Все это позволило нам считать, что глубокое изучение педагогом технологий обучения детей безопасному поведению посредством предметно-пространственной среды в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», при обязательной интеграции в образовательном процессе, актуально в современном дошкольном образовании.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОО является одним из важных условий формирования культуры безопасности. В доступной форме у детей формируются представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. При организации регламентированной деятельности активно применяются методы, повышающие познавательную активность детей: методы коррекции и уточнения детских представлений, методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности, которые помогают заинтересовать детей, стимулируют к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы, стимулируют к поиску способов познания и применению его на другом материале.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-пространс-твенной среде и реализуемых нами программных задач были разработаны блочно-тематическое планирование и «Паспорт уголка безопасности» в группе, цель которых является профилактическая работа по безопасности в повышении информированности детей о поведении в чрезвычайных ситуациях. Выделены три направления образовательной деятельности: правила дорожного движения, профилактика пожарной безопасности, правила безопасности дома. Каждое направление имеет свою систему методического и дидактического сопровождения и тесно перекликается друг с другом.
В группе создан Центр безопасности. Центр оснащен макетами улиц с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофорами, разными видами наземного транспорта, куклами для обыгрывания ситуаций. Игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения.
Для обогащения развивающей предметно – пространственной среды (РППС) изготовлено множество дидактических игр и пособий, при создании которых учитывали принципы ФГОС ДО к РППС. «Огоньки безопасности», «Правила поведения в лесу», «Уроки безопасности», «Стань другом природы!», «Организм человека» используются для решения задач нескольких образовательных областей. Наглядно - демонстрационный материал “Как избежать опасности”, “Если малыш поранился”, “Осторожно! Огонь”, “Если ты потерялся на улице”, “Внимание! Дорога”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Права ребёнка” систематически обновляется в соответствии с образовательными ситуациями.
Обеспечивая принцип партнерских отношений ДОО и семьи по вопросу воспитания основ безопасной жизнедеятельности привлекаем родителей к активному участию в педагогическом процессе через тематические выставки, рекламные листовки, анкетирование, экспересс-консультации, информационные бюллетени, игротеки.
В ДОО наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде». В фойе размещены рисунки детей «Дорожные знаки наши друзья», в приемной – выставка рисунков детей «Огонь – друг, огонь – враг». С целью ознакомления детей с правилами пожарной безопасности, формирования культуры безопасности, профессиях пожарного, спасателя, были проведены экскурсии в пожарную часть.
Таким образом, создание развивающей предметно пространственной среды в группе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей и взаимодействие с родителями позволили повысить культуру безопасности детей старшего дошкольного возраста.