Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Михайлова А.Г. КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА - ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Михайлова Анелия Георгиевна
учитель начальных классов, Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя общеобразовательная школа № 1», Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт Морки

Библиографическое описание: Михайлова А.Г. Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме «Великая война - великая Победа» (УМК «Школа России») // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Цель:

1.Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

- систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

- развивать осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Планируемые результаты:

Предметные: расширять знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, знания о военных действиях в Великой Отечественной войне, о героическом прошлом своей страны и своего народа; понимание особой роли России в мировой истории.

Метапредметные:

· личностные: оценивать героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества проявлять интерес к истории своей семьи в военные годы, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; осознание своей гражданской позиции: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

· познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия;

· регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;

· коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; коррекция, оценка своих действий; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации к уроку, запись песни "Священная война", видеоролик: "Спасибо деду за Победу!", стенд «Я помню! Я горжусь!».Приложение 1.

Ход урока

I. Мотивирование на учебную деятельность

Ребята. Мы сегодня опять отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое о жизни нашей страны. А сейчас настроимся на работу и вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос по теме: «Страницы истории 20-30 годов».

Презентация «блиц – опрос».Приложение 2.

Проведём блиц – опрос по теме: «Страницы истории 20 – 30 годов»

III. Целеполагание

Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперед и попадем в год очень тяжелый для нашей страны.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте прослушаем аудиозапись.

IV. Поиск путей решения проблемы

Прослушайте грамзапись и определите на пороге, какого события нашей истории мы находимся?

Звучит «Священная война» (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача) Приложение 3.

1. Как понять слова песни? Что является священным долгом советского человека? (Встать на защиту своей Родины.)

2. Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная.)

3. Что это значит отечественная война? (За свое Отечество поднялся весь народ.)

4. С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? (с Фашистской Германией).

V.Решение проблемы

75 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены.

Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

Давайте прослушаем аудиозапись в электронном учебнике.

Приложение 4.Слушаем внимательно и постараемся запомнить основные события и сражения, обрушившиеся на нашу страну во время Великой Отечественной войны.

Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.

1. На север - Ленинград.

2. Центр - главный удар Москва.

3. На юг - к Черному морю.

Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости (карта слайд № 1).Приложение 5.

Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. И все же враг двигался вперед.

После ожесточенных упорных боев фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

Силы были неравны. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города (карта слайд №2) Приложение 5.

- Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?

Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

«За нами Москва!» – (карта слайд №3).Приложение 5.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него не осталось ничего.

К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Крас ной Армии. Однако до победы было еще далеко (карта слайд 4).Приложение 5.

Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда (карта слайд 5).Приложение 5.

В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев.

В чем значение битвы за Сталинград? Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска перешли в наступление

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за по ражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение.

В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Каково значение курской битвы? Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от раз грома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полно стью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать род ную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников: США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла поч ти 27 миллионов жизней советских людей. Советский Союз не толь ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полковод цев: Г.К. Жукова,К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Коне ва, Н.Ф. Ватутина и других. Тысячи воинов всех национально стей были удостоены звания Героев Советского Союза (портреты полководцев).Приложение 6.

V. Физкультминутка.

«Бравые солдаты».

VI. Коррекция

1. Продолжение изучения новой темы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы.

Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгром ленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Ро коссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.

VII. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след и в наших деревнях и сёлах, и в наших семьях. Из Кинерского сельского совета на фронт ушли 710 человек, из них не вернулись домой 464 человек. Могу с гордостью сказать, что мой отец Михайлов Г.М. был участником Великой Отечественной войны.

1.Защита проекта.

- Прослушаем выступление Иванова В. На тему «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны» (Проект).Приложение 7.

VIII. Систематизация знаний

А сейчас для закрепления сегодняшней темы ответим на несколько вопросов и проведем тест «Великая Отечественная война» (тест) Приложение 9.

· Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

· На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

· Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

· Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

· Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

· Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)

· Какой была цена Победы? (27 миллионов человек. В руинах ле жали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

· Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?

· Когда мы празднуем День Победы?

IX. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145).

Выполнить задания № 5, 6 в рабочей тетради (с. 60)

X. Рефлексия

Песня «О той войне».Приложение 8.

Я подготовила видеоролик в память нашим односельчанам и всем участникам

Великой Отечественной войны. Приглашаю спеть песню «О той весне».

Почтим память погибших минутой молчания.

Библиографический список

1. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с.: ил., карт.

2. Книга памяти «Они защищали Родину» г. Йошкар-Оле 2004-2005 гг.

3. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации г. Москва издательство «Просвещение» 2016 г.

4. Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А. М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.