Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Погодаева Н.П. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС III ПОКОЛЕНИЯ

Библиографическое описание:
Погодаева Н.П. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС III ПОКОЛЕНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – уникальный нормативно-методический документ, регламентирующий порядок обучения учеников в школах в рамках основного среднего образования. Он гарантирует получение всеми гражданами качественного образования. Его корректировка и обновление происходит в среднем раз в 10 лет.

Действие ФГОСа распространяется на все общеобразовательные заведения страны независимо от их местоположения, статуса и престижа, востребованности. Его миссия – сделать качественную подготовку доступной для каждого ребенка, предоставить ему комфортные условия для обучения и адаптированные под реализации учебные программы с учетом новшеств и технологий.

Основными принципами ФГОСа являются:

· Поэтапный подход к обучению, означающий что дети будут осваивать каждый предмет постепенно, точечно или подробно, с учетом смежных предметных областей и прочих нюансов;

· Конкретика, затрагивающая глубину погружения в каждый предмет и тему, количество выделенных академических часов на каждую дисциплину и пр.;

· Требовательность. Данный параметр затрагивает условия обучения и требования к преподавательскому составу: чем должна располагать школа, кто может преподавать предмет, какими качествами и навыками должен обладать педагог и пр.;

· Единство, проявляющееся в единой системе и программе обучения, гарантирующее одинаковый подход к каждому ребенку, несмотря на его статус, возможности и пр.

Таким образом, ФГОС представляет собой методическое и дидактическое пособие по разработке траектории обучения учащихся, предопределяющий каждый предмет и план по его освоению. Он призван гарантировать равные условия обучения и доступность образования, высокое качество подготовки на базе учебных заведений и единство учебного процесса.

ФГОС третьего поколения считается одним из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающий опыт и ошибки прошлых регламентов и из реализации в системе общего и профессионального образования. Новые правила обучения затронут весь спектр услуг среднего образования: от начальной школы до основного неполного и полного обучения, учебный процесс лиц с ОВЗ.

Перемены в данном сегменте предполагают повсеместное или значительное внедрение нового предмета в начальных классах – шахматы. Притом количество часов на данную дисциплину будет выделено как отдельно, так и позаимствовано у других дисциплин. В частности, средняя нагрузка учащихся начальных классов с акцентом на «шахматное воспитание» составит около 33-34 часов в год. Допускается сокращение количества занятий физкультурой (шахматы станут альтернативой третьего занятия физической культурой).

Также учащемся начальной школы приступят к изучению иностранного языка. С 1 по 4 класс он будет одним, а далее может добавиться второй иностранный язык по желанию учащегося и с учетом возможностей учебного заведения (подготовка и комплектация педагогического состава).

Также новый регламент акцентирует внимание на подключение новых методов и форм обучения с акцентом на развитие учащихся: они должны не просто читать и писать, получать новые знания, но и учиться применять их в различных ситуациях на протяжении всего учебного пути: от начальной школы до старших классов.

Нововнедряемый стандарт предъявляет конкретные требования к подготовке преподавательского состава, материально-технической базе учебного заведения, документообороту и планированию (структура, содержание) занятий и пр.

Согласно новой редакции ФГОС организовывать учебный процесс, заниматься обучением детей имеет право только квалифицированный, дипломированный педагог с соответствующей квалификацией и категорий: в начально школе важно образование по данному направлению, в средней – предметное образование специалиста (преподаватель русского языка и литературы, преподаватель химии и биологии, информатики и физики и пр.).

Изменение учебной нагрузки учащихся, пересмотр структуры и содержания ряда предметов и переход на пятидневную учебную неделю вызовет немало бюрократических неурядиц: педагогам предстоит переработать учебные планы согласно новым параметрам, притом структура документов по всем дисциплинам станет единой (что упростит «разработку» и оформление плана обучения по темам, модулям и пр.). Притом в планировании учебного процесса важно учесть соотношение предметов: на долю обязательных дисциплин приходится не менее 70%.

Каждое образовательное заведение для организации учебного процесса должен учесть ряд требований, предъявляемый к оснащению:

· Наличие концертного или актового зала (проветриваемого, с запасным выходом и пр.);

· Отдельное помещение для занятий музыкой и содержания музыкальных инструментов с хорошей шумоизоляцией;

· Создание условий для работы с одаренными детьми: наличие специальных секций, оборудования и инструментария, педагогов с соответствующими компетенциями;

· Создание условий для обучения детей с ОВЗ: специальный преподавательский состав (логопеды, психологи, дефектологи и пр.), учебная литература и инструментарий/оборудование, мультимедийное оборудование и пр.;

· Введение дополнительных секций в рамках основных школьных предметов и вне них для общего развития: творческие и спортивные кружки, научные лаборатории и пр. Они содействуют развитию не только общих навыков и логике, мышлению, но и дополнительных способностей, индивидуальных качеств.

Каждый последующий федеральный образовательный стандарт учитывает опыт своего предшественника и стремится ликвидировать выявленные пробелы, внедрить инновации согласно потребностям системы образования и возможностям учебного заведения (с учетом финансирования и пр.).

Среди очевидных плюсов ФГОСа третьего поколения можно выделить следующие моменты:

· Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.;

· Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.);

· Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.);

· Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.);

· Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.);

· Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов;

· В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.;

· Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности, и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.;

· Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.;

· Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.

Таким образом, ФГОС третьего поколения позволяет детализировать ход обучения, сформировать четкий перечь обязательных и вариативных дисциплин, сделать акцент на наиболее важных предметах с учетом личных потребностей и возможностей учащихся.

Среди минусов нового стандарта можно выделить:

· Развитие программы во многом зависит от финансирования, от которого зависит материально-техническая база и инфраструктура учебного заведения, возможности внедрения инноваций и современных технологий и пр.;

· Бюрократизм продолжает преобладать. В первую очередь, от него страдают педагоги, которым придется перекраивать учебные планы по новым правилам (единственный плюс – единый формат оформления, структура и содержание планов аналогичное).

· Введение новых предметов потребует тщательной проработки соответствующих программ и планов, а также подбор подходящего педагога с педагогическим образованием и владеющим необходимы предметом, наукой и пр.;

· Конкретизация перечня дисциплин для изучения в каждом классе или учебном году спровоцировала снижение доли проектной и творческой деятельности. Развитие гибких навыков школьников происходит в сжатых форматах и небольшом объеме. Данная часть сведена на самообразование.

· Введение более жесткой системы оценивания результатов обучения не учитывает особенности преподавания, количество академических часов, за которые преподавателю предстоит уложиться, чтобы развить у подопечных базовые навыки. Здесь придется маневрировать между планами и качеством, заданиями и теорией, требованиями и фактами.

· Несмотря на необязательный характер второго иностранного языка, школьникам все же предстоит изучать его. Главное, чтобы школа сумела обеспечить должное образование в этом плане: квалифицированный педагог, корректная программа, соответствующий уровень подготовки и пр. далеко не всегда в штате учебного заведения есть «второй лингвист» или выбор иностранного языка. Поэтому в данном случае вариативность остается формальностью, а второй язык преподается с учетом укомплектованности школы и текущих условий.

Таким образом, внедрение ФГОСа третьего поколения породит как новые достоинства, так и очередные проблемы. Специалисты Дисхелп готовы проконсультировать преподавателей-предметников, администрацию учебных заведений в формировании учебных планов и программ согласно новым параметрам.

Новая программа воспитания

В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.

В новой программе воспитания учтены поправки в Конституцию России, обновление законодательства об образовании и др. Также в документе скорректированы цели воспитания. Если нынешняя версия включает личностное развитие школьника, то предлагается создавать условия для развития, самоопределения и социализации ребенка на «основе духовно-нравственных ценностей», правил и норм поведения.

Воспитание, как следует из документа, – это «формирование патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».

Из перечня воспитательных мероприятий, которые может проводить школа, исчезли «капустники» и «внутриклассные огоньки». Но зато появилась такая воспитательная опция, как «участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям» и «вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях», например в роли сценаристов, ведущих, декораторов.

От классных руководителей воспитательная программа требует «стать для учеников значимым взрослым, задающим образцы поведения».

В новой программе расширен блок, посвященный оформлению школ: на фасаде и в холле должны быть гербы и флаги как страны, так и конкретного региона, следует из документа. Музыка в школе должна быть «позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической», предполагается исполнение гимна России. Кроме того, школы также обязаны оформлять «места гражданского почитания», например памятные доски.

В апреле министр просвещения России Сергей Кравцов на историческом форуме «Сила – в правде!» предложил с нового 2022 учебного года исполнять по понедельникам гимн и поднимать флаг России в школах. Глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в госпрограмму «Развитие образования», которое должно помочь обеспечить все школы страны государственной символикой.

Программу пришлось обновлять в связи с тем, что с 2021 г. поправки в закон об образовании предполагают создание системы воспитания в школах. Она теперь обязательная. К примеру, в рамках этой работы по предложению президента Владимира Путина в августе 2021 г. в школах начали вводить должность советника директора по воспитательной работе.

20 апреля 2022 г. он предложил распространить этот опыт на всю страну. Они необходимы, поскольку «в современных условиях, когда интернет дает возможность погрузиться школьнику в это информационное пространство, очень трудно сориентировать молодого человека в этом потоке информации».