Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Стегнина Н.С., Якуш О.Е. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕ-СКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Библиографическое описание:
Стегнина Н.С., Якуш О.Е. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

Диагностика развития детей раннего возраста имеет существенную специфику и требует особого подхода – построения её в соответствии с механизмами развития ребёнка.

При диагностике детей раннего возраста мы соблюдаем определенные условия:

1. Диагностическая работа проводится на первичном приеме в присутствии родителей ребенка.

2. Перед диагностикой дается ребенку время на ознакомление с помещением.

3. Специалист устанавливает контакт с ребенком (для ребенка до 2 лет установление контакта в течение 40 минут – это норма).

Доброжелательный контакт и взаимопонимание с ребенком - одно из условий получения достоверных результатов.

4. Диагностика с ребенком проводится в форме дидактической игры.

Нельзя приглашать ребенка на обследование насильно, отвлекать его от интересующего дела и уводить куда-то против его воли. Нужно привлечь внимание ребенка к предлагаемой игре.

5. Перед началом обследования подготавливаются необходимые методики в соответствии с эпикризным возрастом (если ребенок не принимает задания, мы берем задания на один эпикризный период ниже).

Организации и проведение психодиагностики в нашем ДОУ с детьми раннего возраста проводится в рамках работы ГКП и КЦ. Каждый психолог в своей профессиональной деятельности сталкивался с проблемой подбора качественного инструментария для диагностики того или иного возраста или той или иной психической сферы. Мы тоже в своё время встретились с этой проблемой в ходе организации психологического сопровождения детей раннего возраста. Оказалось, что материала для обследований детей данного возраста много, но применять и самое главное, затем организовывать работу по многим из этих методик проблематично или, вообще, невозможно. Мы в своей практике занимались этой проблемой несколько лет и поняли для себя, что искать необходимо современный и качественный инструментарий в море предлагаемого материала по принципу - не навреди. Создаётся множество новых методик работы с детьми, но основных законов функционирования и созревания психики никто не опроверг и не отменил. То есть начинать надо с первого и необходимого – а именно выявления детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и, возможно, коррекции. Выход – качественное психологическое сопровождение и как можно раньше.

Вся работа в нашем ДОУ начинается с заполнения анкеты родителей, где они озвучивают проблемные вопросы в воспитании и развитии ребенка.

В результате все вопросы структурируются и делятся на блоки (темы):

1. Низкий уровень педагогической компетентности родителей по вопросам познавательного развития детей (часто звучат вопросы: Нужно ли учить буквы, цифры? Что развивать в этом возрасте?)

2. Вопросы, касающиеся речевого развития. (Мой ребенок не говорит. Требуется ли помощь логопеда?)

3. Вопросы, касающиеся детско – родительских отношений (Меня ребенок не понимает, не слышит, агрессивно ко мне настроен, не могу справиться)

Изучив всю диагностический инструментарий для детей раннего возраста, учитывая частые запросы родителей, предлагаем использовать следующий методики:

- методику изучения эмоциональной недостаточности ребенка младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001) позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной недостаточности;

- методику психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой, М.Э. Вернадской, О.В. Парамей (2003);

- программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А. Разенковой и другие;

- психолого – педагогическую диагностику Е.А. Стребелевой. Данная методика направлена на изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста

- данные о развитии детей можно уточнить у родителей применяя вопросник развития детей от 14 месяцев до 3,5 лет RCDI-2000, и оценку развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID. Оценка развития ребенка проводится по следующим шкалам: социальное развитие, самообслуживание, крупные и тонкие движения, речевое развитие и понимание языка. Шкалу для оценки уровня развития детей старше 16 месяцев имеет смысл применять, если очевидно, что ребенок сильно отстает в физическом или психическом развитии.

Исходя из запросов родителей, мы нашли для себя оптимальный вариант в выборе методики. Данную диагностику мы применяем почти 5 лет в ГКП, в консультативном центре, она существенно и выгодно отличается от других видов диагностик. Схема использования диагностики на сегодняшний момент является самой удачной. Диагностику проводим 2 раза в год (осенью и весной), только меняется набор игрового материала на примерно подобный для мотивации ребёнка на новизну.

Диагностическое обследование детей проводим с помощью методики Р.Р. Орлянской.

Такой подход позволяет по-новому взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям его развития, которые обеспечивают формирование таких базовых личностных качеств, как инициативность, любознательность, креативность во взаимоотношениях с социальным и предметным миром, доверие к нему и уверенность в своих силах. При этом не отрицается важность развития моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций.

Обследование проводится по трем блокам:

В I блоке изучаются особенности познавательного развития и характера предметно-практической деятельности детей.

Первостепенным для речевого развития является достаточный уровень познавательного развития, предметно-практической деятельности детей.

Особое значение уделяется наблюдению за поведением детей, которые выполняют манипуляции с игрушками в присутствии экспериментатора, или при полном его невмешательстве, или после того, как взрослый показывал ребенку действия с игрушкой ранее с ним не разученные. В ходе наблюдений отмечаются все речевые проявления детей. Познавательное развитие и характер предметно-практической деятельности оценивается в соответствии с критериями:

1. Интерес к окружающему:

-ребенок проявляет интерес;

- проявляют интерес изредка;

- не проявляют интереса вообще.

2. Предметные действия:

- ребенок осуществляет действия с предметом;

- кратковременно выполняет;

- не выполняет.

3. Игровые действия:

- разнообразные;

- разученные;

- однообразные (манипулятивные).

4. Форма и величина предметов:

- соотносят;

- допускают ошибки при соотнесении;

- не соотносят.

5. Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками:

- взрослого воспринимают как партнера, обращаются к нему за помощью, взаимодействуют со сверстниками;

- могут взаимодействовать со взрослыми или сверстниками, только при поощрении со стороны, к взрослому и к сверстникам обращаются эпизодически;

- не взаимодействуют с другими, не отвечают на инициативность взрослого или сверстника, предпочитают быть одни.

6. Оречевление игры:

- могут самостоятельно оречевлять свои действия;

- могут оречевлять только после стимуляции взрослого;

- предпочитают молчать.

На основании вышеназванных критериев определяют три уровня познавательного развития и овладения предметно-практическими действиями.

I уровень (высокий). Дети этого уровня увлечённо относятся к окружающему предметному миру, сами могут реализовать всевозможные действия с предметами. В «игре» отражают различные действия, сопоставляют форму и величину предметов, оречевляют свои действия. Они вовлекают взрослых к взаимным действиям, обращаются к ним за помощью, взаимодействуют со сверстниками;

II уровень (средний). У этих детей эпизодически проявляется интерес к окружающему миру. Они начинают выполнять действия с предметами, но затем теряют к ним интерес. В «игре» восстанавливают заученные ранее действия, могут сопоставлять предметы по форме и величине, но делают ошибки. Дети данного уровня могут оречевлять свои действия только после стимуляции взрослого. Они очень редко обращаются к взрослому и к сверстникам за помощью. Взаимодействие со взрослым или сверстником происходит только при содействии со стороны.

III уровень (низкий). Дети третьего уровня не проявляют интереса к окружающему миру, действиям с предметами, они не реагируют на инициативу взрослого, не идут на контакт со сверстниками. Эти дети не различают предметы по форме и величине, их игровые действия однообразны, превалируют манипулятивные действия, играют молча.

Во II блоке мы рассматриваем особенности импрессивной и экспрессивной речи.

В данной серии все задания были разделены на два блока.

1 блок заданий направлен на выявление уровня восприятия и понимания детьми речи взрослого.

В ходе исследования акцент ставился на умение обнаружить названный взрослым предмет среди группы предметов, реализовывать простые действия по словесной инструкции взрослого, а также фиксировались речевые реакции детей во время выполнения заданий.

Задание 1.

Целью данного задания было выявить понимание детьми своего имени, умение назвать части своего тела.

1. Если ребенок откликается на свое имя, может показать и назвать части тела, то ставилось 2 балла;

2. Если ребенок откликается на свое имя и молча может показать только отдельные части тела, ставился 1 балл;

3. А если ребенок не реагировал на свое имя и не мог показать части тела, то это 0 баллов.

Задание 2.

Целью второго задания было выявление понимания детьми «инструкции к действию». Было предложено два варианта заданий.

В первом варианте все предметы (часы, лампа, кроватка, стол, стул) находились в группе на своих привычных местах. На вопрос взрослого «Где …?», ребенок должен найти и показать рукой или взглядом названные предметы.

1. Если ребенок показывает 3 и более предметов, стараясь повторить за взрослым их названия, то ставиться 2 балла;

2. Если ребенок показывает 1-2 предмета, в основном, молча или жестом, то 1 балл;

3. А если он не выполняет задание, то 0 баллов.

Во втором варианте на требование взрослого «Покажи, где то-то?», «Принеси то-то», «Возьми то-то», ребенку необходимо было выполнить указанное действие.

Для этого применялись игрушки - неваляшка, мяч, кот, собака, машина.

1. Если ребенок исполняет все указанные просьбы взрослого, также повторяя за взрослым отдельные слова, то 2 балла;

2. Если ребенок молча исполняет отдельные просьбы, то ставился 1 балл;

3. Если ребенок не справляется с заданием, то 0 баллов.

Задание 3

Целью данного задания было выявить понимание и выполнение несложных поручений. Было предложено два варианта заданий.

В первом варианте перед ребенком раскладывались сюжетные игрушки кукла, тарелка, ложка, кроватка. Взрослый просил ребенка осуществлять действия, подсказанные предметами: «Покорми куклу», «Покачай куклу», «Уложи куклу в кроватку».

1. Если ребенок проделывает все действия, активно сопровождая их проговариванием, то ставилось 2 балла.

2. Если ребенок выполняет 1-2 действия молча или произносит отдельные слова, то ставился 1 балл.

3. Если ребенок не выполняет задание, то 0 баллов.

Во втором варианте взрослый просил ребенка исполнить действия, не подсказанные предметами: «Принеси мне куклу» (кукла находится вне поля зрения ребенка), «собери шарики в корзину», «покатай куклу на машине».

1. Если ребенок выполняет все задания, активно сопровождая их проговариванием, то 2 балла.

2. Если ребенок молча выполняет 1-2 действия, то 1 балл.

3. Если ребенок не выполняет просьбы, то 0 баллов.

По итогам выполнения трех заданий были выделены три уровня восприятия и понимания речи детьми третьего года жизни. К первому уровню мы отнесли детей, которые набрали от 7 до 10 баллов; ко второму - от 4 до 6 баллов; к третьему - менее 4 баллов.

К первому уровню (высокий) относятся дети, которые знают свое имя и части тела, они могут выполнить просьбы взрослого, показать предметы. Дети этого уровня могут выполнить действия, названные взрослым. Они понимают инструкции, в том числе и не подсказанные ситуацией, при этом стараются повторять слова, произносимые взрослым.

Ко второму уровню (средний) относятся дети, которые знают свое имя и части тела. Они могут показать предметы, но не все, а только те, которые находятся на постоянных местах. Дети, относящиеся к этому уровню, могут выполнить только ранее выученные действия с предметами и могут выполнить инструкции, которые подсказаны жестами. Демонстрации новых предметов вызывает у них затруднение, невзирая на то, что типичные игрушки применяются для игры в группе. Затруднения вызывают задания на выполнение каких-либо действий, не подсказанных ситуацией, становятся для них препятствием. Эти дети могут выполнить заученные ранее действия, которые подкреплены жестами или показом взрослого.

К третьему уровню (низкий) отнесли детей, которые знают свое имя, но части тела показывают не все. Они могут пытаться искать предметы на постоянных местах, но, как правило, показывают неверно. Игрушки, которые расставлены и стоят на своих местах, они берут беспорядочно, могут кинуть их на пол либо складывают на колени взрослому. Дети, относящиеся к этому уровню, могут испытывать трудности при выполнении всех заданий взрослого. Любое задание нуждается в подкрепления показом и жестами.

2 блок заданий направлен на исследование речи как системы (звуковая культура речи, словарь, грамматический строй речи, предпосылки связной речи, коммуникативные умения и навыки).

Изучая особенности развития речи как системы нами учитывались следующие показатели:

- это словарь и звуковая культура речи. Учитывалось использование детьми названий предметов, которыми часто пользуются. А также форма, частота произносимых слов, насколько сохранен слоговый состав слов. Учитывалось использование восклицательных и вопросительных интонаций.

- это грамматический строй речи. Учитывалось употребление слов, которые относятся к разным частям речи, а также использование в речи предложений из 2х - 3х слов.

- это связная речь. Учитывалось умение дать ответ на вопрос взрослого, и задать вопрос.

Задание 1.

Целью первого задания было выявить умение ребенка называть слова, которые обозначают предмет (игрушки, одежда, посуда, мебель), а также произносить слова, сохраняя слоговую структуру. Для этого взрослый доставал из мешочка игрушки, предметы и спрашивал: «Что это?».

1. Если ребенок определяет все предметы, слоговая структура слов сохранна, то ставилось 2 балла;

2. Если ребенок называет только часть предметов, слоговая структура слов нарушена, это 1 балл;

3. Если ребенок молчит или произносит часть слова, издает звукокомплексы, то соответственно 0 баллов.

Задание 2.

Целью этого задания было выявить умение ребенка называть действия, произносить слова, сохраняя слоговую структуру.

Выкладываются четыре картинки перед ребенком с изображением простых сюжетов (девочка моет руки, мальчик обедает, мама купает малыша, малыш спит). Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Кто это? Что делает?»

1. Если ребенок самостоятельно называет все действия и слоговая структура слов сохранна, то 2 балла.

2. Если ребенок называет действия с помощью взрослого, слоговая структура слов нарушена, то 1 балл.

3. Если ребенок молчит или произносит часть слова, издает звукокомплексы, это 0 баллов.

Задание 3

Целью этого задания было выявить умение ребенка называть признаки предмета, произносить слова, сохраняя слоговую структуру.

Перед ребенком выкладывали игрушки разного размера, цвета, формы. Взрослый, показывая игрушку ребенку, задавал вопросы: «Что это?», «Какое?».

1. Если ребенок может сам назвать признаки предмета (величину, цвет, форму) и слоговая структура слов сохранна, то это 2 балла;

2. Если ребенок называет признаки предмета только с помощью взрослого, слоговая структура слов нарушена, то это 1 балл;

3. Если ребенок молчит или произносит часть слова, то ставится 0 баллов.

Задание 4

Цель данного задания выявить умения отвечать и задавать вопросы, умения применять вопросительные и восклицательные интонации, использовать слова, которые относятся к разным частям речи, составлять предложения из 2х и более слов.

Взрослый демонстрировал ребенку картинку с незамысловатым содержанием: мальчик и девочка играют с мячом. После короткого рассказа:

«Аня и Коля играли с мячом. Какой красивый красный мяч у Ани! Аня бросает мяч Коле. Коля, лови мяч!». Взрослый задает вопросы: «Кто это?», «Что делают?», «Что у Ани в руках?», «Какой мяч?» и т.д.

1. Если ребенок отвечает на вопросы, при этом может сам составить предложения из двух и более слов, слоговая структура слов сохранна, применяет восклицательную интонацию, то это 2 балла;

2. Если ребенок может ответить только после вспомогательных вопросов («Где Аня?», «Что Аня делает?» и» т.д.) односложно, предложения проговаривает за взрослым, и слоговая структура слов нарушена, восклицательную интонацию не применяет, ставится 1 балл;

3. Если ребенок не может ответить на вопросы или повторяет ответы за взрослым, произносит часть слова, это 0 баллов.

В результате выполнения четырех заданий выделяют три уровня собственно речевого развития детей. К первому уровню мы отнесли детей, которые набрали от 6 до 8 баллов; ко второму - от 3 до 6 баллов; к третьему – менее 3 баллов.

К I уровню (высокий) относятся дети, которые верно называют предметы и их признаки. Могут обозначить действия, отображенные на картинке, произносят слова и сохраняют слоговую структуру. Дети этого уровня отвечают на вопросы, образовывают двухсловные предложения и применяют восклицательную интонацию.

Ко II уровню (средний) относятся дети, которые произносят слова за взрослым, сами называют только половину предметов. У них присутствует нарушение слоговой структуры слова в виде пропуска слогов, предложения самостоятельно составить не могут. Восклицательную интонацию не применяют; отвечают односложно на вопросы взрослого.

К III уровню (низкий) собственно речевого развития относятся дети, которые используют только звукоподражательные или облегченные слова, самостоятельно практически не говорят. Когда они повторят слово за взрослым, произносят только часть слова. У детей этого уровня преобладают невербальные средства общения. На все вопросы взрослого пробуют отвечать жестами, превалируют невербальные средства общения. «Высказывания» заключаются из однословных предложений или звукокомплексов, эти дети чаще молчат.

В III блоке диагностируем особенности социально-эмоционального развития (отношения к взрослым).

Метод наблюдения нами используется для изучения отношения детей к взрослым. За детьми мы наблюдаем в ходе свободной деятельности, при этом фиксируем:

Общий эмоциональный фон настроения у ребенка: положительный, неустойчивый или отрицательный.

1. Инициативен ли ребенок по отношению к взрослым (знакомым и посторонним):

- ребенок инициативен;

- ребенок инициативен только при поддержке взрослого;

- или уходит от взаимодействия.

2. Наблюдали за реакцией детей на воздействия взрослых и их адекватность:

- адекватная реакция на воздействия взрослых как знакомых, так и посторонних взрослых;

- неадекватная реакция на воздействия посторонних взрослых;

- отсутствие эмоциональной реакции.

3. Наблюдали за реакцией на изменение повседневной обстановки (появление постороннего взрослого в группе):

- принятие;

- тревожность;

- непринятие.

На основании вышеуказанных критериев мы определили три уровня развития отношения детей к взрослым.

Высокий уровень. Это категория детей с положительным эмоциональным фоном настроения, они дружелюбны и часто смеются, улыбаются в ответ на обращения или ласку. Они вступают в контакт со взрослым по собственной инициативе. У них адекватная реакция на воздействия взрослых как знакомых, так и посторонних. Они проявляют интерес, улыбаются взрослому, разглядывают его, следят за его действиями. На изменения привычной ситуации отвечают заинтересованно, с любознательностью, проявляют адекватные эмоции.

Средний уровень. У таких детей неустойчивый эмоциональный фон настроения, у них часто меняется настроение, переходя от положительных к отрицательным эмоциям и наоборот без всяких причин. Взаимодействуют только если есть поддержка взрослого. Они могут вступить в контакт со взрослым, но самостоятельно инициативу не проявляют. Дети, относящиеся к этому уровню, отвечают на воздействия посторонних взрослых неадекватно, они могут заплакать или быть агрессивными в ответ на ласковое обращение. Также они с тревогой относятся к преобразованиям в привычной ситуации.

Низкий уровень. У данной категории детей отрицательный эмоциональный фон, они плаксивы, у них состояние близкое к плачу или отсутствие эмоций (лицо-маска). Такие дети уходят от сотрудничества, т.е. в контакт со взрослым не вступают. У них отсутствует эмоциональная реакция на воздействия взрослых, как знакомых, наблюдается равнодушие. При преобразовании привычной обстановки, обнаруживается непринятие ситуации. Дети этого уровня не заинтересованы, отстранены от происходящего.

Результаты осеннего обследования используются как первичные данные о ребёнке и как материал для первичной консультативной помощи, а также для раннего выявления патологий в развитии. Результаты весеннего обследования подходят для оценки эффективности проведённой развивающей и просветительской работы и для пролонгированного консультирования.

Результаты используются как материал для консультаций и просвещения родителей, а также для формирования рекомендаций по направлению конкретного ребёнка на дополнительное обследование у смежных специалистов (если это необходимо) и для организации коррекционно-развивающей работы.

Последняя, кстати, организуется на основе тех пробелов, которые мы увидели в ходе диагностики. Если, например, мы выявляем у ребёнка недостаточность развития инициативности в процессе общения – то коррекционно-развивающая работа строится на основе разнообразных игр-забав, которые стимулируют эту сферу психической активности ребёнка. Их можно разработать при обсуждении с родителем тех моментов, которые доставляют наибольшее удовольствие и ребёнку, и родителю в ходе общения и совместного времяпрепровождения. Если у ребёнка выявлен дефицит в развитии предметной деятельности – то и развивающая работа связана будет с формированием обогащенной среды и трансляцией через взрослого форм ориентировочно-исследовательской деятельности с предметами. Если же мы обнаружили пробел в развитии процессуальной игры – начинаем обучать ребёнка этому виду игры, как необходимому для оптимального протекания периода раннего детства.

Сама процедура проведения диагностики по Р.Р. Орлянской фиксируется специалистом в протоколе обследования (оформляется протокол на конец года).

Психолог организует совместную игровую деятельность с обследуемым ребёнком или несколькими детьми, если кто-то из детей захочет присоединиться. Протоколы заполняются тут же на месте (они даны в методике), проставлением нужного балла по каждому параметру из протокола.

В ходе совместной игровой деятельности педагог-психолог оценивает все представленные в протоколе параметры, затем по протоколам производится написание общего заключения на ребёнка и составляется конкретный перечень рекомендаций для родителя.

Далее, в конце года (апрель-май), предлагается родителям пройти опрос по качеству получения оказанных услуг в рамках КЦ или ГКП. Примерная форма опроса рекомендована УО г Белгорода. Интересно бывает даже самому педагогу или родителю сравнить свою оценку ребёнка в начале учебного года и в конце – они часто очень разняться.

По статистике в мире возросло количество детей имеющих различные варианты нарушений. Численность детей с врожденной патологией постоянно увеличивается примерно на 0,8% в год, что происходит на фоне уменьшения числа здоровых детей. По данным Комитета ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), у 10% детей диагностируют нервно-психические заболевания, 80% из которых, по мнению детских неврологов, связаны с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Каждый из практикующих психологов, работающий в системе образования систематически сталкивается с детьми, так называемыми особыми, которые часто не получают необходимого сопровождения и своевременной коррекции. Поэтому без подбора качественного инструментария для диагностики раннего возраста, Без актуальной и инновационной, но продуманной, стандартизированной и валидной диагностики здесь просто не обойтись. Этой проблеме и было посвящено эта статья.