Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Иноземцева Т.А. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Иноземцева Т.А. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай попробовать, и я пойму…
(Китайская пословица)

По программе «Начальная школа 21 века» я работаю с 2000 года. Особенность УМК «Начальная школа 21 века» - это дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребёнка. На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день в контексте внедрения ФГОС. Новая система начального обучения ставит перед школой новые задачи: нужно не просто научить детей писать, считать и читать, а научить УЧИТЬСЯ.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУН, но я должна всецело развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, которая отвечает за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных современных технологиях – дело непростое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способствовать к саморазвитию.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай попробовать, и я пойму…». Именно, опираясь на эти слова, я стараюсь выстраивать совместную деятельность с учениками при использовании УМК «Начальная школа 21 века».

Как правило, одна и та же учебная задача для одних является сложной проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения.

Что же такое дифференцированное обучение?

Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учётом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности.

Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.

Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:

· знание индивидуальных особенностей учащихся;

· умение анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;

· включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;

· постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

· осуществление обратной связи;

· соблюдение педагогического такта.

Методы дифференциации, которые я использую, направлены на развитие познавательной активности (дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, логического мышления), дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности); дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором, самоконтроль по образцам и критериям); и индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности); дифференцированный метод поощрения.

В УМК «Начальная школа 21 века» очень хорошо подобраны такие задания, которые развивают психологические качества: внимание, воображение, память, мышление. Разнообразный материал представлен по степени сложности, что помогает организовать индивидуальную и групповую дифференцированную работу. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок быстрее решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети. И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

1) базовый;

2) материал, не включённый в образовательный стандарт;

3) материал повышенной трудности.

Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка» «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.

В учебный материал я включаю задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Учебные возможности школьников различны по разным предметам. При правильно организованном учебно-воспитательном процессе повышается успеваемость учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных возможностей. Моя задача – внимательно следить за этими изменениями и вносить коррективы в организацию процесса обучения и воспитания.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

При организации дифференцированного обучения я использую два типа дифференциации.

Первый этап – дифференциация учебных заданий по уровню трудности, по принципу «труднее – легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любое задание. При дифференциации использую коллективную работу, задания даю по группам. У каждой группы своё задание, но все они преследуют одну цель. Ученики делятся на три группы по успеваемости (дети об этом не знают): М – «мыслители» - сильны, О – «открыватели» - слабые, И – «исследователи» - средние (МОИ).

Работа в группах даёт ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формируют вопросы и выводы.

На уроках я использую различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню объёма, сложности, трудности и творчества.

1. Дифференциация учебных задач по объёму учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных зданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов, могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

2. Дифференциация заданий по уровню сложности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы (мыслители, исследователи) используются двузначные числа, а для 1-й группы (открыватели) – однозначные);

· выписать из текста существительные – 1 группа (открыватели), выписать из текста существительные и обозначить число – 2 группа (исследователи), выписать из текста существительные, обозначить число и подчеркнуть орфограмму «безударный гласный в корне слова» - 3 группа (мыслители);

· увеличение количества действий в выражении или решении задачи (для 1-й группы – даётся задача в 1 действие или в 2 действия с карточками – подсказками (краткая запись, рисунок или к готовому решению написать пояснение), для 2-й группы – даётся задача в 2 действия, для 3-й группы – даётся задача в 2 действия и составляется выражение или составляются обратные задачи).

· Увеличение заданий к тексту.

Наиболее удобное средство – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные»

1 группа (открыватели). Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В.лна, в.сна, д.мишко, л.сной, с.сновый, в.дичка. (Волнистый, волноваться, волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный)

2 группа (исследователи) Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Алгоритм.

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

Б-гун -…, х-дить - …, сл-ды -.., в-сенний -.., гр-зовой - …, тр-винка - …, стр-ла - …, с-сновый - …

3 группа (мыслители). Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол-тать -…, д-ждливый -.., в-сенний - …, гр-зовой - …, тр-винка - …, стр-ла - …, с-сновый - …

*1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением

* 2 группа. Составь выражение к задаче.

* 3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. Такие задания даются чаще всего детям 1 группы.

Ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости даются продуктивные (творческие) задания. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

· выполнение заданий различными способами;

· самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и т.д.;

· самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений, текстов на изученные правила.

Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением, в словарной работе даю такие задания (по уровню творчества)

1 уровень:

Прочитай сказку и подчеркни непонятные слов.

2 уровень:

Прочитай сказку и объясни непонятные слова

3 уровень:

Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.

На контрольных уроках применяю дифференцированный подход, предполагаемый УМК «Начальная школа 21 века». Варианты разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.

Со слабоуспевающими детьми после уроков провожу индивидуальные занятия. Родителям даю рекомендации, как помочь ребёнку учиться.

Сильных учащихся привлекаю для объяснения нового материала (приготовить какую-то информация, доклад к уроку), олимпиадные задания.

Второй тип – специальные тетради с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности.

В комплект УМК «Начальная школа 21 века» входят специальные коррекционно-развивающие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и слабым учащимся: по русскому языку – «Учусь писать без ошибок», по математике – «Дружим с математикой».

В первом классе хорошо подготовленные ученики работают с коррекционно-развивающими тетрадями самостоятельно, при этом они выбирают задания, которые хотят выполнить. С низким уровнем работают вместе со мной. Во 2-4 классах коррекционно-развивающие тетради помогают эффективно проводить работу над ошибками. Для хорошо успевающих детей материал этих тетрадей использую как дополнительный.

Дифференцированный подход применяю и на таком этапе урока, как домашнее задание, трёхуровневое: 1-й уровень – универсального характера (предназначено для всех), 2-й уровень – творческое, 3-й уровень – поискового характера (по выбору). Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа 21 века» помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности. Для более сильных детей даю, например, дополнительные смысловые нагрузки, задания, требующие творческого поиска правильных способов решения.

Творческие разноуровневые задания.

1 группа. Выполни пересказ сказки «Лиса и Журавль»

2 группа. Перескажи сказку «Лиса и Журавль» от лица лисы (журавля)

3 группа. Перескажи кратко. Сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Результат дифференцируемого подхода в обучении:

· повышается уровень мотивации учения;

· каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

· реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

· сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Литература.

1. Иванова, И. Ю. Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - № 4 - С. 78-83.

2. Кургина, Н. И. Дифференцированный подход в начальном обучении / Н. И. Кургина // Начальная школа. - 2016. - № 10 - С. 27-30.

3. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2008. - № 4. - С. 11-21.

4. Мезенцева, Т. А. Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики / Т. А. Мезенцева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 3 - С. 58-60.

5. Селиверстова, В. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников / В. Селиверстова // Учитель. - 2012. - № 4. - С. 43-48.