Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Мусаева М.Б. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Мусаева М.Б. Игровые технологии как средство развития интереса к чтению у младших школьников в процессе начального литературного образования // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Роль игры в обучении и воспитании младших школьников обуславливается тем обстоятельством, что наравне с учебной деятельностью, превалирующей у детей младшего школьного возраста является и игровая. Игры в данном случае выполняют целый спектр функций: установление прочных коммуникационных связей, формирование культуры общения, формирование новых знаний и представлений об окружающем мире, расширение культурологического кругозора, развитие творческого потенциала.

Целенаправленно работать с книгами дети начинают в начальных классах. В эти годы важным является привитие интереса ребенка к чтению. Бывает, что интерес обучающихся меняется. Полностью он не исчезает, но корректируется вслед за изменяющимися способами получения информации. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов ребёнка к книге.

Более того, поскольку детям нужна мотивация, увлекательные и актуальные занятия в классе кажутся необходимыми для реального понимания и приобретения знаний. Ибо игры — это действия с правилами, целью для достижения и элементом веселья; они кажутся сложными и достаточно интересными, чтобы ученики были заняты и стремились выполнить задание. Большинство заданий, которые можно найти в полезных ресурсах для учителей, основаны на вере в то, что игры, которые нравятся и интересны детям, могут быть адаптированы и использованы для использования на уроках чтения.

Более того, игры помогают создать контекст, в котором внимание детей сосредоточено на выполнении задания, не осознавая, что отрабатываются языковые элементы. В результате обучение литературному чтению происходит в контексте, к которому дети могут непосредственно относиться. Однако всегда необходимо учитывать интересы и потребности учащихся. Игры могут обеспечить ценный учебный опыт, в котором дети практикуют и повторяют язык, только если они тщательно подобраны с учетом стилей обучения учащихся.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, Г.П. Щедровицкий, А. П. Усова и другие. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (С.В. Арутюнян, О.С. Газман, В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков, Ф.И. Фрадкина и др.).

Понятие «игра» является одним из широких и неоднозначных понятий. Важнейшим из психолого-педагогических описаний игры является фиксация ее специфики как отдельной деятельности. Игра характеризуется тем, что она является социальной средой, через которую человек познает социальный мир, окружающий его мир.

По мнению Л. В. Лавриненко, игра является универсальной формой деятельности, в которой происходят большие изменения. Воспроизводя и усваивая социальный опыт, он развивает собственное сознание. Игра – это вид деятельности, направленный на подражание реальным действиям человека. Игровая деятельность приводит к развитию новых черт личности как личности. Это игра, которую лучше всего помнят за этическое поведение, которому игра учит и воспитывает учащегося. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, всех познавательных процессов.

Важность игр очевидна сегодня, когда в процессе обучения широко используются инновационные технологии. Игры стимулируют интерес учащихся к своей учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает их познавательные, творческие качества, вызывает положительные эмоции и желание действовать сообща.

Обучающие игры представляют собой моделирование реальных (эмоционально-ориентированных, практико-ориентированных) ситуаций, формирующих у участников умение действовать сообща, развивать коммуникативные умения и навыки в определенных ситуациях. Обучающие игры обеспечивают более высокий уровень реальных знаний, чем теоретические, так как развивают и совершенствуют практические навыки и умения будущих специалистов. Игровые технологии адаптированы к естественным потребностям и стремлениям учащихся, поэтому обучение с помощью игровых технологий облегчается учащимся. В зависимости от игры будут активизироваться все познавательные процессы (концентрация внимания, память, мышление) у обучаемого и будут развиваться творческие и профессиональные способности. Роль и роль игр в процессе обучения зависит от того, насколько хорошо учитель понимает функции педагогических игр. Можно выделить следующие важные функции игр:

1) социокультурная (познание, влияющее на формирование личности, усвоение норм и ценностей общества, ознакомление с культурой, духовными ценностями, взаимоотношениями разных стран

2) коммуникативная (взаимодействие ребенка и взрослого);

3) игровая терапия (помогает преодолевать трудности, возникающие при контакте с людьми, преодолевать любые трудности, с которыми может столкнуться человек);

4) адаптация (помощь учащимся в адаптации, избегании действий, или все участники игры находятся в одинаковом состоянии);

5) межкультурная коммуникация (одинаковые социальные и культурные ценности для всех (толерантность, адекватное восприятие культуры зарубежных стран) )

6) развлекательная (создание комфортной обстановки, ведущей к уверенности в себе и самореализации);

7) функция самосознания (которая является важнейшей функцией, так как игра является одним из ведущих направлений реализации личности) и терапевтическая функция (игра используется для преодоления любых трудностей, с которыми сталкивается человек).

В любом случае главной отличительной чертой игры является ее четко определенная цель и соответствующий ей педагогический результат. Правильно построенная игра позволяет: развивать память, умение говорить; учит работать в команде при выполнении групповых заданий; обучает организации деятельности, решению игровых задач, оценке деятельности и оценке деятельности; стимулирует умственную деятельность учащихся.

Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. Наглядный языковой материал может быть представлен следующим образом: сигнальные карточки, путешествие по стране «Литературия», различные схемы и таблицы. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся предоставляется большая самостоятельность.

Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. Игровые технологии могут использоваться в качестве: самостоятельных технологий для освоения темы предмета «Литературное чтение»; в качестве урока или его части (организационный момент, актуализация знаний, «открытие» новых знаний, закрепление). Различные виды учебных игр используются практически на всех ступенях обучения. Представим структурные элементы игровых технологий в рамках литературного чтения:

I. Выбор игровой технологии учитель должен выбрать учебную игру, соответствующую программному содержанию и теме, согласно календарно-тематическому планированию предмета «Литературное чтение». Он должен четко представлять, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. Выбор игровых технологий в практике работы учителя по предмету «Литературное чтение» продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, так как игра и учебная деятельность является основным видом деятельности младшего школьника.

II. Подготовка к выполнению игровых заданий

1. Предварительная подготовка учащихся к игре задача учителя заключается в том, чтобы все младшие школьники понимали, что они должны делать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка нередко несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм.

2. Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

III. Введение в игру 1. Предложение игрового задания младшим школьникам Обычно учителю достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в: «Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра». 2. Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. 3. Выбор участников игры. Участников учитель выбирает сам или в виде случайного выбора. Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

Ход игры

1. Начало игры. Очень важно, чтобы игра проводилась в определенном темпе. Одни учебные игры требуют быстрого темпа, другие более медленного. Это зависит от уровня усвоения материала и этапа урока.

2. Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально возрастает интерес обучающегося, вместе с этим повышается эффективность усвоения материала на уроке литературного чтения. Учитель должен контролировать ход игры.

3. Заключительный этап учебной игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует отводить игре большую часть времени на уроке литературного чтения. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее определить ее место в рамках этапа урока и сообщить обучающимся. Таким образом, у младших школьников появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

IV. Подведение итогов

Подведение итогов учебных игр включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Чтобы объективно подвести итоги игры, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерии, по которым будет производиться оценка результатов;

2) отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить трудности, которые были выявлены в процессе учебной игры по литературному чтению.

V. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния) Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Анализируя проведенную игру, учителю важно оценить действия с изученным материалом у каждого ребенка, чтобы сделать выводы об эффективности усвоения конкретного произведения. Анализ игры позволяет проверить эффективность игровых технологий в рамках изучения или закрепления данной темы по литературному чтению. Итак, при организации игрового задания необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить учебной игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

3. Понимание речи чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающие, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух, про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительных знаний

Для расширения своих читательских возможностей у ребенка есть три основных источника:

1. Постоянное общение с взрослыми, которые в идеале, находясь рядом с ним, должны выступать в роли «птицы-говоруна» - обсуждать с ним в жанре диалога все, что видят, гуляя на улице, посещая музеи и т.д.

2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений, манипуляций с ними.

3. Приобщение к литературе и искусству. Какой же должна быть игра по развитию чтения?

Игра развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития» каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации игры, направленной на развитие техники чтения, необходимо учитывать коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий. Разговаривая с ребенком нужно следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и развернуто строить фразы. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности. Нельзя забывать о праве каждого ребенка на развитие техники чтения в собственном темпе.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в игре, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Необходимо понимание и принятие личности ребенка в ходе игры, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность игры. Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении игры.

Поэтому игра в значительной мере связана с образовательными задачами. Однако педагогический процесс может быть нарушен, если учитель стихийно, бессистемно использует игровые технологии. Хорошо известно, что, если выбрать из всех педагогических средств лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое использование игровых технологий фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, которые уже давно наскучили и самому учителю, и детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них. Поэтому игровые технологии важно использовать только на одном из этапов урока литературного чтения. Еще одна возрастная особенность младших школьников заключается в том, что память развивается в двух направлениях – произвольность и осмысленность.

Преподнесенный в игровой форме учебный материал дети непроизвольно запоминают, так как для них это является увлекательным и интересным, но, несмотря на это, ученики младших классов могут запоминать материал, который им не интересен. В школе ребёнок обретает роль ученика, при этом на него возлагаются новые, более сложные обязательства. Данная ситуация для него является стрессовой. Для того чтобы смягчить последствия стресса, необходим мягкий переход от игровой деятельности к учебной. Процесс чтения у младших школьников тоже имеет свои особенности. Для детей младшего школьного возраста определенную трудность представляет понимание читаемого текста. Их затрудняет отсутствие интонации, мимики, жеста. Также они еще не знают всех приемов (усилительные слова, знаки препинания, порядок слов, построение фразы), которые помогут им понять поведение героев, отношение автора к ним. Звуковой анализ и синтез, навык беглого, плавного чтения, развитие сложных мыслительных процессов, позволяющих уловить богатство смыслового и идейного содержания, все это способствует овладению чтением.

Следовательно, уместное использование игровых методов в обучении младших школьников решает важную психологопедагогическую задачу формирования необходимых знаний, умении и навыков у детей младшего школьного возраста.

Библиографический список

1. Бордовская, Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб.: Питер, 2011.– 304 с.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wciom.com (дата обращения: 12.07 2016).

3. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 155 с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

5. Гербарт, И. Ф. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru (дата обращения 12.07 2016).

6. Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm (дата обращения 14.07.2016).

7. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.

8. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст]: методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 40 с.

9. Ниталимова, Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников [Текст] / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова. – М.: Ментор, 2007. – С. 11-13.

10. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Знание, 1986. – 64 с.