Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Лобанова Людмила Алексеевна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 «Теремок»
г.о. Ступино
Работа с одарёнными детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важным условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Общество нуждается в неординарных творческих личностях. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими достижениями в разных видах деятельности или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Музыкально одаренные дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями, поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться способностям детей, не подавить инициативу и волю в творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.
Свою работу с одарёнными детьми я разделила на три этапа.
1 этап: организационный. Сюда входит сбор информации о детях, наблюдение за ними.
2 этап: уточняющий. На этом этапе я провожу диагностику, уточняю выявленные одарённости каждого ребёнка, подбираю материал и рекомендации.
3 этап: завершающий. Составляется перспективный план работы с одарёнными детьми и его реализация, подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а также обеспечение реализации творческого потенциала таковых детей. Актуализируется необходимость работы с одарёнными детьми перед другими участниками образовательного процесса, педагогами и родителями.
В своей работе я опираюсь на три основные музыкальные способности (по Б.М. Теплову):
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии.
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуко-высотное движение.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первых занятиях все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее, но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Наблюдая за детьми, я определяю, кто из них больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. При этом я не упускаю детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, и для них подбираю задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Для работы я сама сочиняю сказки, сценарии постановок для утренников, развлечений, конкурсов, подбираю движения для танцев, песни для инсценировок. Мы поставили сказки по пожарной безопасности «Царевна - Несмеяна», «Случай в лесу», по театрализованной деятельности «Что такое театр?», «Спящая красавица», на новогоднем утреннике мы с детьми и педагогами поставили сказку «Снежная Королева», главные роли исполняли дети. Я являюсь автором сценариев всех этих мероприятий. Для сказки «Случай в лесу» я сочинила «Песенку туристов», которую замечательно исполнили дети. Для многих постановок сама шью костюмы, чтобы образ героев был более красочным и полным.
Для воспитателей и родителей детей с высоким уровнем музыкальности провожу индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От родителей получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах.
Свои занятия я начинаю с музыкального приветствия, например,
«Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую!»
или
«Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, сапожки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, лягушки: ква-ква-ква!
Здравствуйте, кукушки: ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Здравствуй, поросёнок: хрю-хрю-хрю!
И маленький телёнок: му-му-му!
Здравствуй, быстрая река: у-у-у!
В синем небе облака: фу-у-у!»,
ещё одно «Дили-дили-дили-дили, колокольчики будили всех зайчат, всех ежат и ленивых медвежат. И воробушек проснулся, и галчонок встрепенулся. Дили-дили-дили-день, с добрым утром, новый день» и др.
Далее мы слушаем и анализируем музыкальные произведения. Особенно детям нравится классическая музыка. Для малышей беру «Турецкий марш» в обработке для малышей В-А. Моцарта, «Марш для маленьких солдатиков» П.И. Чайковского в обработке для малышей и др. Для старших использую музыку А. Вивальди «Времена года», И-С. Баха «Токката ре минор», Л-В. Бетховена «Сурок», «Лунная соната» и др. Спрашиваю детей об их представлениях о мелодии, предлагаю закрыть глаза и представить, потом, после занятия, нарисовать свои впечатления о прослушанном произведении. У одарённых детей образы получаются необычными, красочными, интересными. Например, когда слушали «Токкату ре минор» И-С. Баха, рассказала детям, что когда учёные решали, какую музыку включить в послание далёким галактикам, чтобы другие цивилизации, получив его, смогли более чётко представить человека с планеты Земля, выбрали именно это произведение, т.к. оно более чётко подчёркивает музыкальную культуру человека.
Обращаю внимание на развитие певческих навыков одарённых детей. Включаю упражнения на формирование дыхания, на развитие высоты голосового диапазона, тембровой окраски голоса, самовыражения в песне. Пение соло, дуэтом, трио и квартетом включаю в сценарии утренников. Квартет детей участвовал в конкурсе патриотической песни.
Хочу отметить, что дети очень любят танцевать. Танцы с участием одарённых детей включаю в сценарии утренников («Кадриль», «Американо», «Ёжики» и др.).
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности я провожу дополнительную кружковую работу «Обучение основам ритмики и хореографии», где использую разнообразный музыкальный материал. Включаю игры на ускорение: «Ракета», «Колёсики», «Шарики-фонарики», «Пельмешки», «Ёлочки-пенёчки», «Самолёты» и др., песенки-игры в исполнении Ани Суховой «Самолёт», «Кто в коробочке живёт?», «Слоны» и др. Стараюсь подобрать движения, чтобы руки или ноги, одновременно, выполняли разные движения, например, на правой ноге ребёнок прыгает, а левой ногой поднимает и опускает носок, правая рука гладит живот, а левая рука делает движение «Козырёк» и т.п. Использую игры на психомоторное развитие, такие как «Классный генерал», «Виктория – победа», «Дорожки – пенёчки», «Кулачки – ладошки» и др. Всё это способствует развитию обоих полушарий головного мозга.
Особое внимание уделяю развитию чувства ритма детей. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Включаю в работу с детьми ритмические рисунки, игры с повтором ритмической фразы, например, «Эхо», «Фунга Алафия», «Тумба-хей», «Кукушка» и др., игры-танцы «Жираф», «Крокодильчик», Шарик», «Топаем-хлопаем», «Синичка» и др.
Результаты этой работы следующие:
1. У детей появился интерес к вокальному искусству (пение соло, дуэтом, трио, квартетом, участие в драматических постановках, танцах).
2. Появились навыки вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы).
3. Умение двигаться под музыку, выразительное исполнение репертуара.
4. Импровизация в пении.
5. У детей наблюдается инициативность, креативность, отзывчивость, эмоциональность, активность, творчество.
Март 2021