Библиографическое описание:
Тащакова М.Р. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КОНЦЕПТАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
(Омар Хайям)
Почему при одинаковых обстоятельствах разные люди по-разному воспринимают или понимают одни и те же явления или события? Почему при решении, будь то реальных жизненных задач или поставленных в процессе обучения, один человек видит один ответ, другой иной, а третий – вообще не видит выхода из ситуации?
Как происходит процесс «ухватывания» смысла? Как можно (если можно) управлять этим процессом, воздействовать на него в процессе обучения?
Эти вопросы актуальны с тех времен, как человек начал передавать знания своим детям, это постоянно актуальные вопросы педагогики.
Обычно процесс понимания рассматривается как какой-то «черный ящик», на входе в который располагаются мотивация, познавательный интерес, внимание и др., на выходе же рассматривается результат в виде решенной задачи, полученного нового знания, метода и т.д. Но интересно же заглянуть внутрь «ящика».
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им почувствовать себя в нем властелинами».
Ш.А. Амонашвили
Для этого можно использовать инструмент описания процессов познания – концепт.
Концепты- источники, формы и методы, закономерности и возможности научного познания, условия его достоверности и истинности, способности человека познавать действительность.
Учащиеся начальных классов обладают низким уровнем речевого развития: ответы бедны в лексическом отношении, связная речь бывает примитивной. Мы стараемся научить детей грамотно и красиво писать, знать правила орфографии, совершенствуем навыки письма. Владение же языком предполагает в том числе умение выражать свои мысли, владеть словом, умение использовать его в разных коммуникативных ситуациях.
Необходимо подойти к изучению слова не только с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения мышления и логики, то есть как к концепту.
Долгое время система образования была направлена на развитие только конвергентного мышления – мышления линейного, суть которого заключается в решении задач с помощью четкого алгоритма действий.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на формирование личности свободной от стереотипов, обладающей способностью мыслить многомерно, находить нестандартные решения.
Опираясь на системный подход в обучении, мы проводим работу с концептами.
Основной путь научения идет через поиск самых целесообразных действий для достижения целей. В системе обучения младших школьников широко используются игры дидактические, игры познавательные, драматизация, моделирование, конструирование, опытничество, учебно-поисковые задания, художественное творчество. Все это способствует развитию любознательности, творческой активности учащихся.
Принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Этот принцип позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает меру трудности, которая имеет относительный характер.
Принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения.Учебная деятельность понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Ребенок выступает в роли субъекта лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения задач, воспроизвести основные моменты научного исследования. Ребенок постепенно превращается в учащегося, т.е. человека, совершенствующего самого себя. Он должен уметь рассматривать основания собственных действий, т.е. рефлексировать.
Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Гибкость, динамичность урока, структура урока обусловлена тем, что процесс познания организуется «от ученика». Учитель организует самостоятельную, творческую деятельность класса и каждого ученика.
Логика организации учебной деятельности ученика такова:
1. «Столкновение» ученика с научным понятием.
2. «Принятие» ребенком понятия и включение его в реальную деятельность.
3. Выделение учебно-практической задачи.
4. Включение понятия в структуру учебной деятельности.
Дети учатся понимать, что обучение связано с поиском ответов, постановкой концептуальных вопросов и проявлением любопытства, что приводит к постановке более глубоких вопросов.
Использование концептуальных вопросов на уроках помогает глубже и понятнее изучить тему детям и познакомить с новым материалом. Изучение темы основывается на исследовании, в конце которого дети самостоятельно приходят к выведению правил и таблиц по теме урока.
Приём «Составление кеннингов»
Ø Кеннинг составляется к заданным словам.
Ø Кеннинг – разновидность метафоры, образное определение понятия, перифраз в форме сочетания существительных в именительном и родительном падежах.
Концепты, лежащие в основе исследования.
1.Форма: на что она похожа? Их можно классифицировать, описывать, наблюдать и идентифицировать.
2.Функция: как это работает? У всего есть роль, цель и способ поведения, которые можно оценить.
3.Причинно-следственная связь: почему все так, как есть? Ничего не происходит без причины, всё строится на работе, а действия имеют результаты.
4.Изменения: как они меняются? Это универсальный и неизбежный процесс перехода из одного состояния в другое состояние.
5.Связь: как это связано с другими вещами? Каждый живет во взаимодействующем системном мире, в котором действия отдельного объекта влияют на другие объекты.
6.Перспектива: каковы точки зрения?
7.Ответственность: в чем заключается наша ответственность? Осознание того, что люди делают выбор на основе своих действий и понимания, и их действия происходят в результате изменения ситуации.
8.Рефлексия.
Самый лучший друг
(поучительный рассказ для детей)
Петя был самым драчливым мальчиком в классе. Он постоянно дёргал девчонок за косички, а мальчикам ставил подножки. Не то чтобы ему это очень нравилось, но, как он считал, делало его сильнее остальных ребят, а это, несомненно, было приятно осознавать. Но была и обратная сторона такого поведения: с ним никто не хотел дружить. Особенно доставалось Петиному соседу по парте – Коле. Он был отличником, но никогда не разрешал Пете списывать у себя и на контрольных не подсказывал, вот Петя и обижался на него за это.
Однажды одноклассница Катя сказала Пете: «Ты, как петух, на всех задираешься, у тебя и имя, подходящее Петька-забияка». Так и пристало к нему это «Петька-забияка», по-другому его и не называли. Учителя ругали мальчика за плохое поведение и ставили ему «двойки» за невыполненное домашнее задание. Доставалось ему и дома от родителей, но Пете было все равно, лишь бы быть сильнее всех.
В самом начале осенних каникул класс должен был поехать в театр. Особенно ждали этого события девочки. В прошлый раз им очень понравился спектакль, и они мечтали снова побывать там. Накануне поездки Коля заболел, да так сильно, что его положили в больницу. Узнав об этом, Петя почему-то загрустил, он привык, что всегда рядом с ним был его сосед по парте, а тут его не будет. Он вернулся домой из школы, прошел в свою комнату и впервые за осень взял с полки книгу, которую им задали прочитать. Мама тихонько прикрыла дверь и улыбнулась. Петя читал и думал о том, что тоже не поедет завтра в театр, а пойдет навестить Колю.
На следующее утро по дороге в больницу Петя купил в магазине апельсины, он знал, что Коля их очень любит. Войдя в палату, он немного смутился. А Коля, увидев его, даже подскочил на кровати от удивления:
-Ты почему в театр не поехал?
-Не знаю…решил тебя навестить, вот апельсины принес.
-Ну, садись, будем вместе их есть.
Петя присел на краешек стула и тихо спросил: «Коль, а давай дружить?» «А ты меня больше бить не будешь?» – заморгал глазами Коля.
— Неа, не буду. Надоело быть двоечником, я вчера такую интересную книжку начал читать, что даже с собой ее принес, чтобы ты прочел.
— Спасибо, обязательно прочитаю, если еще не читал.
-Коль, а давай будем лучшими друзьями?
— А давай! – засмеялся Коля.
Прошла неделя, Петя каждый день навещал Колю в больнице, приносил ему то печенье, то яблоки с апельсинами, и они могли подолгу говорить о чем-нибудь смешном и веселом. Потом начались занятия в школе, Колю выписали, и по вечерам после школы он помогал Пете наверстывать упущенное за четверть. Пятый класс Петя закончил без «троек», а с Колей они были по-прежнему лучшими друзьями.
Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе). Группа заполняет концептуальную таблицу. Заслушиваем все группы, сравниваем ответы, приходим к общему выводу.
Концепты
Вопросы
Форма
(На что похож…? О чём это…? В каком жанре…?)
Функция
(Какую роль…? Что произошло бы…? Как показать…?)
Причина
(Почему так поступил…?Как показать….?)
Изменение
(Как изменились…?)
Связь
(Какая связь…?)
Тока зрения
(Что, по вашему мнению, испытывала (чувствовали…?)
Ответственность
(В чём ответственность…? Зачем беспокоиться…?)
Рефлексия
(Откуда известно, что…?)
Изменился ли Петя? Какими качествами он теперь обладает? Проанализируйте с точки зрения портрета ученика и установок.
Заботливый
Я считаюсь с тем, что нужно другим людям, готов прийти к ним на помощь.
Общительный
Я умею слушать других, выражать своё мнение, умею работать в команде.
Знающий
Я знаю много по многим предметам, я применяю эти знания в повседневной жизни.
Размышляющий
Я анализирую свои поступки, решения; понимаю, что у меня есть сильные стороны и зоны роста.
Любознательный
Я учусь задавать хорошие вопросы, искать на них ответы.
Способный на риск
Я открыт для всего нового, не боюсь делать ошибки.
Думающий
Я знаю, чему уже научился и чему мне ещё нужно научиться.
Принципиальный
Я одинаково честен и требователен к себе и другим людям.
Широко мыслящий
Я принимаю и ценю культуру своего народа. Я открыт для культур других народов.
Гармонично развитый
Я понимаю важность физического, умственного и нравственного развития.
Установки
Любознательность (я интересуюсь)
Сопереживание (я знаю, что ты чувствуешь)
Энтузиазм (я очень рад)
Независимость (я могу сделать это сам)
Честность (я говорю правду)
Терпимость (я принимаю других)
Я благодарен (оценка по достоинству)
Уважение (я вежлив)
Приверженность (я не сдаюсь)
Уверенность (я знаю, что смогу0
Творчество (я могу сделать лучше)
Сотрудничество (я взаимодействую с другими)
Тема: Безударные окончания глаголов.
Цель:
-формирование умения правильно писать гласную в слабой позиции в окончаниях глаголов.
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять признаки, делать выводы), навыки самоконтроля и взаимопроверки;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Отгадайте загадку:
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить... (глаголы).
-Что вы знаете о глаголе?
Сегодня на уроке перед нами стоит ПРОБЛЕМА:
Как правильно писать окончания глаголов?
Прошу внимательно прочитать вопросы, которые я вам предлагаю. Распределить их по концептуальной карте.
1.
Что мы называем глаголом?
2.
Какова роль глагола в речи?
3.
Почему у глаголов разные окончания?
4.
Как изменяется глагол?
5.
Как глагол связан с другими частями речи?
6.
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
7.
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
8.
Как мы можем определить уровень наших знаний?
9.
Как наши знания помогут сделать речь яркой и выразительной?
10.
Почему окончания глаголов могут меняться?
Концепты
Вопросы
Форма
Что мы называем глаголом?
Функция
Какова роль глагола в речи?
Причина
Почему у глаголов разные окончания?
Изменение
Как изменяется глагол?
Почему окончания глаголов могут меняться?
Как наши знания помогут сделать речь яркой и выразительной?
Связь
Как глагол связан с другими частями речи?
Тока зрения
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
Ответственность
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
Рефлексия
Как мы можем определить уровень наших знаний?
-Внимательно посмотрите на эту таблицу. Нам необходимо выбрать четыре основных вопроса, которые помогут решить нашу проблему.
Учащиеся работают в группах. Презентуют свои работы.
(Вопросы, которые будут работать на уроке):
С какой частью речи связан глагол?
Как изменяется глагол?
Почему окончания глаголов могут меняться?
Как правильно писать окончания глаголов?
Работа с информацией, составление алгоритма, формулирование правила.
Работа над доказательством выводов.
Рефлексия.
Концептуальный анализ предполагает рассмотрение стилистических возможностей языковых единиц, формируя представление о ярком разнообразии речи.
Словарная работа. Моделирование словарного портрета концепта «………..»
1.
Запишите слово.
2.
Поставьте знак ударения.
3.
Разделите слово для переноса.
4.
Разделите слово на слоги.
5.
Запишите его транскрипцию.
6.
Подберите однокоренные слова, выделите корень.
7.
Составьте и запишите предложение с данным словом, подчеркните орфограмму.
8.
Составьте и запишите с данным словом словосочетания.
Творческая работа с концептом.
Лексическое значение
Работа
Этимология
Работа - нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд.
Слово образовалось от слова раб – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом». Это слово подчёркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками.
Сейчас человеку помогают машины, труд стал более лёгким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.
Работа – раб =» подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом».
Однокоренные слова.
Работа – работёнка, безработиц, безработный, работник, рабочий, выработать, доработать, заработать, наработать.
Синонимы
Труд, деятельность, творчество, занятие, дело, профессия, ремесло, урок, домашнее задание.
Антонимы
Безделье, лень, праздник, отдых, бездействие, хобби, игра.
Стихотворение
Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом, -
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, -
Часы за упорным трудом!
(Валерий Брюсов)
Пословицы, поговорки
· Кто не работает, тот не ест.
· Голод не тётка, заставит работать.
· Каков мастер, такова и работа.
· Когда рук много – работа строится.
· Руки работают, а голова кормит.
· Работа не волк в лес не убежит.
· Работе время, а потехе час.
· Рабочие руки не знают скуки.
Скороговорки
· Хлеб ржаной, батоны, булки
· Не добудешь на прогулке.
· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
· Труд человека кормит, а лень портит.
· Землю солнце красит, а человека — труд.
· Кто труда не боится, того и лень сторонится.
· Терпенье и труд всё перетрут.
· Без учёбы и труда не придёт на стол еда.
· Какие труды, такие и плоды.
Фразеологизмы
· работать с полной отдачей (отдавать труду много сил)
· горит на работе (так говорят о человеке, который работает много и полноценно)
· работает на износ (очень много работает, отдает много сил работе)
· работа не бей лежачего (легкая работа, не требующая много усилий)
· топорная работа (грубая, некачественная).
Метафоры
засучить рукава, золотые руки
Эпитеты
Упорный, полезный, усердный, бесполезный, ежечасный, ежеминутный, нескончаемый, изнуряющий, изнурительный, умственный, физический, тяжелый.
Технология работы с концептами не только позволяет проводить различные виды работы, но и вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями.
Библиография
1.Борюшкина, Е. Н. Формирование языковой картины мира у младшего школьника: на примере концепта «Семья» / Е. Н. Борюшкина, Э. Г. Арутюнян. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 13-15.
2.Борзова, З. В. Учебно-исследовательская деятельность в начальной школе / З. В. Борзова, О. И. Лунева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 33-39: табл.
3.Мишатина Н. Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьников // Русский язык в школе. № 3. 2006.
4.Кропочева, Т. Б. Социализация младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / Т. Б. Кропочева, М. В. Синева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 19-23: табл.
5.Митина, Г. В. Лингвистические игры как средство формирования интереса к изучению русского языка / Г. В. Митина, Г. С. Ильиных, Е. В. Высотина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 52-58.
6.Черногрудова, Е. П. Организация проектной деятельности на этимологическом материале в начальных классах / Е. П. Черногрудова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 47-52: табл.
7.Жесткова, Е. А. Учебные задачи по литературному чтению - одно из средств формирования читательской компетентности / Е. А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 45-49: рис., табл.
8.Иванова, Н. А. Использование проблемного подхода в обучении (на примере уроков русского языка и литературного чтения) / Н. А. Иванова, А. В. Стрельцова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 26-30.
9.Житилев, В. Первоначальное понятие о метафоре: литературное чтение: 3-4 классы / В. Житилев, Ж. Житилева // Начальная школа. - 2018. - № 11/12. - С. 4-8: 1 рис.
Тащакова М.Р. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КОНЦЕПТАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
(Омар Хайям)
Почему при одинаковых обстоятельствах разные люди по-разному воспринимают или понимают одни и те же явления или события? Почему при решении, будь то реальных жизненных задач или поставленных в процессе обучения, один человек видит один ответ, другой иной, а третий – вообще не видит выхода из ситуации?
Как происходит процесс «ухватывания» смысла? Как можно (если можно) управлять этим процессом, воздействовать на него в процессе обучения?
Эти вопросы актуальны с тех времен, как человек начал передавать знания своим детям, это постоянно актуальные вопросы педагогики.
Обычно процесс понимания рассматривается как какой-то «черный ящик», на входе в который располагаются мотивация, познавательный интерес, внимание и др., на выходе же рассматривается результат в виде решенной задачи, полученного нового знания, метода и т.д. Но интересно же заглянуть внутрь «ящика».
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им почувствовать себя в нем властелинами».
Ш.А. Амонашвили
Для этого можно использовать инструмент описания процессов познания – концепт.
Концепты- источники, формы и методы, закономерности и возможности научного познания, условия его достоверности и истинности, способности человека познавать действительность.
Учащиеся начальных классов обладают низким уровнем речевого развития: ответы бедны в лексическом отношении, связная речь бывает примитивной. Мы стараемся научить детей грамотно и красиво писать, знать правила орфографии, совершенствуем навыки письма. Владение же языком предполагает в том числе умение выражать свои мысли, владеть словом, умение использовать его в разных коммуникативных ситуациях.
Необходимо подойти к изучению слова не только с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения мышления и логики, то есть как к концепту.
Долгое время система образования была направлена на развитие только конвергентного мышления – мышления линейного, суть которого заключается в решении задач с помощью четкого алгоритма действий.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на формирование личности свободной от стереотипов, обладающей способностью мыслить многомерно, находить нестандартные решения.
Опираясь на системный подход в обучении, мы проводим работу с концептами.
Основной путь научения идет через поиск самых целесообразных действий для достижения целей. В системе обучения младших школьников широко используются игры дидактические, игры познавательные, драматизация, моделирование, конструирование, опытничество, учебно-поисковые задания, художественное творчество. Все это способствует развитию любознательности, творческой активности учащихся.
Принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Этот принцип позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает меру трудности, которая имеет относительный характер.
Принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения.Учебная деятельность понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Ребенок выступает в роли субъекта лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения задач, воспроизвести основные моменты научного исследования. Ребенок постепенно превращается в учащегося, т.е. человека, совершенствующего самого себя. Он должен уметь рассматривать основания собственных действий, т.е. рефлексировать.
Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Гибкость, динамичность урока, структура урока обусловлена тем, что процесс познания организуется «от ученика». Учитель организует самостоятельную, творческую деятельность класса и каждого ученика.
Логика организации учебной деятельности ученика такова:
1. «Столкновение» ученика с научным понятием.
2. «Принятие» ребенком понятия и включение его в реальную деятельность.
3. Выделение учебно-практической задачи.
4. Включение понятия в структуру учебной деятельности.
Дети учатся понимать, что обучение связано с поиском ответов, постановкой концептуальных вопросов и проявлением любопытства, что приводит к постановке более глубоких вопросов.
Использование концептуальных вопросов на уроках помогает глубже и понятнее изучить тему детям и познакомить с новым материалом. Изучение темы основывается на исследовании, в конце которого дети самостоятельно приходят к выведению правил и таблиц по теме урока.
Приём «Составление кеннингов»
Ø Кеннинг составляется к заданным словам.
Ø Кеннинг – разновидность метафоры, образное определение понятия, перифраз в форме сочетания существительных в именительном и родительном падежах.
Концепты, лежащие в основе исследования.
1.Форма: на что она похожа? Их можно классифицировать, описывать, наблюдать и идентифицировать.
2.Функция: как это работает? У всего есть роль, цель и способ поведения, которые можно оценить.
3.Причинно-следственная связь: почему все так, как есть? Ничего не происходит без причины, всё строится на работе, а действия имеют результаты.
4.Изменения: как они меняются? Это универсальный и неизбежный процесс перехода из одного состояния в другое состояние.
5.Связь: как это связано с другими вещами? Каждый живет во взаимодействующем системном мире, в котором действия отдельного объекта влияют на другие объекты.
6.Перспектива: каковы точки зрения?
7.Ответственность: в чем заключается наша ответственность? Осознание того, что люди делают выбор на основе своих действий и понимания, и их действия происходят в результате изменения ситуации.
8.Рефлексия.
Самый лучший друг
(поучительный рассказ для детей)
Петя был самым драчливым мальчиком в классе. Он постоянно дёргал девчонок за косички, а мальчикам ставил подножки. Не то чтобы ему это очень нравилось, но, как он считал, делало его сильнее остальных ребят, а это, несомненно, было приятно осознавать. Но была и обратная сторона такого поведения: с ним никто не хотел дружить. Особенно доставалось Петиному соседу по парте – Коле. Он был отличником, но никогда не разрешал Пете списывать у себя и на контрольных не подсказывал, вот Петя и обижался на него за это.
Однажды одноклассница Катя сказала Пете: «Ты, как петух, на всех задираешься, у тебя и имя, подходящее Петька-забияка». Так и пристало к нему это «Петька-забияка», по-другому его и не называли. Учителя ругали мальчика за плохое поведение и ставили ему «двойки» за невыполненное домашнее задание. Доставалось ему и дома от родителей, но Пете было все равно, лишь бы быть сильнее всех.
В самом начале осенних каникул класс должен был поехать в театр. Особенно ждали этого события девочки. В прошлый раз им очень понравился спектакль, и они мечтали снова побывать там. Накануне поездки Коля заболел, да так сильно, что его положили в больницу. Узнав об этом, Петя почему-то загрустил, он привык, что всегда рядом с ним был его сосед по парте, а тут его не будет. Он вернулся домой из школы, прошел в свою комнату и впервые за осень взял с полки книгу, которую им задали прочитать. Мама тихонько прикрыла дверь и улыбнулась. Петя читал и думал о том, что тоже не поедет завтра в театр, а пойдет навестить Колю.
На следующее утро по дороге в больницу Петя купил в магазине апельсины, он знал, что Коля их очень любит. Войдя в палату, он немного смутился. А Коля, увидев его, даже подскочил на кровати от удивления:
-Ты почему в театр не поехал?
-Не знаю…решил тебя навестить, вот апельсины принес.
-Ну, садись, будем вместе их есть.
Петя присел на краешек стула и тихо спросил: «Коль, а давай дружить?» «А ты меня больше бить не будешь?» – заморгал глазами Коля.
— Неа, не буду. Надоело быть двоечником, я вчера такую интересную книжку начал читать, что даже с собой ее принес, чтобы ты прочел.
— Спасибо, обязательно прочитаю, если еще не читал.
-Коль, а давай будем лучшими друзьями?
— А давай! – засмеялся Коля.
Прошла неделя, Петя каждый день навещал Колю в больнице, приносил ему то печенье, то яблоки с апельсинами, и они могли подолгу говорить о чем-нибудь смешном и веселом. Потом начались занятия в школе, Колю выписали, и по вечерам после школы он помогал Пете наверстывать упущенное за четверть. Пятый класс Петя закончил без «троек», а с Колей они были по-прежнему лучшими друзьями.
Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе). Группа заполняет концептуальную таблицу. Заслушиваем все группы, сравниваем ответы, приходим к общему выводу.
Концепты
Вопросы
Форма
(На что похож…? О чём это…? В каком жанре…?)
Функция
(Какую роль…? Что произошло бы…? Как показать…?)
Причина
(Почему так поступил…?Как показать….?)
Изменение
(Как изменились…?)
Связь
(Какая связь…?)
Тока зрения
(Что, по вашему мнению, испытывала (чувствовали…?)
Ответственность
(В чём ответственность…? Зачем беспокоиться…?)
Рефлексия
(Откуда известно, что…?)
Изменился ли Петя? Какими качествами он теперь обладает? Проанализируйте с точки зрения портрета ученика и установок.
Заботливый
Я считаюсь с тем, что нужно другим людям, готов прийти к ним на помощь.
Общительный
Я умею слушать других, выражать своё мнение, умею работать в команде.
Знающий
Я знаю много по многим предметам, я применяю эти знания в повседневной жизни.
Размышляющий
Я анализирую свои поступки, решения; понимаю, что у меня есть сильные стороны и зоны роста.
Любознательный
Я учусь задавать хорошие вопросы, искать на них ответы.
Способный на риск
Я открыт для всего нового, не боюсь делать ошибки.
Думающий
Я знаю, чему уже научился и чему мне ещё нужно научиться.
Принципиальный
Я одинаково честен и требователен к себе и другим людям.
Широко мыслящий
Я принимаю и ценю культуру своего народа. Я открыт для культур других народов.
Гармонично развитый
Я понимаю важность физического, умственного и нравственного развития.
Установки
Любознательность (я интересуюсь)
Сопереживание (я знаю, что ты чувствуешь)
Энтузиазм (я очень рад)
Независимость (я могу сделать это сам)
Честность (я говорю правду)
Терпимость (я принимаю других)
Я благодарен (оценка по достоинству)
Уважение (я вежлив)
Приверженность (я не сдаюсь)
Уверенность (я знаю, что смогу0
Творчество (я могу сделать лучше)
Сотрудничество (я взаимодействую с другими)
Тема: Безударные окончания глаголов.
Цель:
-формирование умения правильно писать гласную в слабой позиции в окончаниях глаголов.
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять признаки, делать выводы), навыки самоконтроля и взаимопроверки;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Отгадайте загадку:
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить... (глаголы).
-Что вы знаете о глаголе?
Сегодня на уроке перед нами стоит ПРОБЛЕМА:
Как правильно писать окончания глаголов?
Прошу внимательно прочитать вопросы, которые я вам предлагаю. Распределить их по концептуальной карте.
1.
Что мы называем глаголом?
2.
Какова роль глагола в речи?
3.
Почему у глаголов разные окончания?
4.
Как изменяется глагол?
5.
Как глагол связан с другими частями речи?
6.
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
7.
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
8.
Как мы можем определить уровень наших знаний?
9.
Как наши знания помогут сделать речь яркой и выразительной?
10.
Почему окончания глаголов могут меняться?
Концепты
Вопросы
Форма
Что мы называем глаголом?
Функция
Какова роль глагола в речи?
Причина
Почему у глаголов разные окончания?
Изменение
Как изменяется глагол?
Почему окончания глаголов могут меняться?
Как наши знания помогут сделать речь яркой и выразительной?
Связь
Как глагол связан с другими частями речи?
Тока зрения
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
Ответственность
Как правильно писать окончания глаголов в слабой позиции?
Рефлексия
Как мы можем определить уровень наших знаний?
-Внимательно посмотрите на эту таблицу. Нам необходимо выбрать четыре основных вопроса, которые помогут решить нашу проблему.
Учащиеся работают в группах. Презентуют свои работы.
(Вопросы, которые будут работать на уроке):
С какой частью речи связан глагол?
Как изменяется глагол?
Почему окончания глаголов могут меняться?
Как правильно писать окончания глаголов?
Работа с информацией, составление алгоритма, формулирование правила.
Работа над доказательством выводов.
Рефлексия.
Концептуальный анализ предполагает рассмотрение стилистических возможностей языковых единиц, формируя представление о ярком разнообразии речи.
Словарная работа. Моделирование словарного портрета концепта «………..»
1.
Запишите слово.
2.
Поставьте знак ударения.
3.
Разделите слово для переноса.
4.
Разделите слово на слоги.
5.
Запишите его транскрипцию.
6.
Подберите однокоренные слова, выделите корень.
7.
Составьте и запишите предложение с данным словом, подчеркните орфограмму.
8.
Составьте и запишите с данным словом словосочетания.
Творческая работа с концептом.
Лексическое значение
Работа
Этимология
Работа - нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд.
Слово образовалось от слова раб – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом». Это слово подчёркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками.
Сейчас человеку помогают машины, труд стал более лёгким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.
Работа – раб =» подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом».
Однокоренные слова.
Работа – работёнка, безработиц, безработный, работник, рабочий, выработать, доработать, заработать, наработать.
Синонимы
Труд, деятельность, творчество, занятие, дело, профессия, ремесло, урок, домашнее задание.
Антонимы
Безделье, лень, праздник, отдых, бездействие, хобби, игра.
Стихотворение
Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом, -
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, -
Часы за упорным трудом!
(Валерий Брюсов)
Пословицы, поговорки
· Кто не работает, тот не ест.
· Голод не тётка, заставит работать.
· Каков мастер, такова и работа.
· Когда рук много – работа строится.
· Руки работают, а голова кормит.
· Работа не волк в лес не убежит.
· Работе время, а потехе час.
· Рабочие руки не знают скуки.
Скороговорки
· Хлеб ржаной, батоны, булки
· Не добудешь на прогулке.
· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
· Труд человека кормит, а лень портит.
· Землю солнце красит, а человека — труд.
· Кто труда не боится, того и лень сторонится.
· Терпенье и труд всё перетрут.
· Без учёбы и труда не придёт на стол еда.
· Какие труды, такие и плоды.
Фразеологизмы
· работать с полной отдачей (отдавать труду много сил)
· горит на работе (так говорят о человеке, который работает много и полноценно)
· работает на износ (очень много работает, отдает много сил работе)
· работа не бей лежачего (легкая работа, не требующая много усилий)
· топорная работа (грубая, некачественная).
Метафоры
засучить рукава, золотые руки
Эпитеты
Упорный, полезный, усердный, бесполезный, ежечасный, ежеминутный, нескончаемый, изнуряющий, изнурительный, умственный, физический, тяжелый.
Технология работы с концептами не только позволяет проводить различные виды работы, но и вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями.
Библиография
1.Борюшкина, Е. Н. Формирование языковой картины мира у младшего школьника: на примере концепта «Семья» / Е. Н. Борюшкина, Э. Г. Арутюнян. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 13-15.
2.Борзова, З. В. Учебно-исследовательская деятельность в начальной школе / З. В. Борзова, О. И. Лунева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 33-39: табл.
3.Мишатина Н. Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьников // Русский язык в школе. № 3. 2006.
4.Кропочева, Т. Б. Социализация младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / Т. Б. Кропочева, М. В. Синева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 19-23: табл.
5.Митина, Г. В. Лингвистические игры как средство формирования интереса к изучению русского языка / Г. В. Митина, Г. С. Ильиных, Е. В. Высотина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 52-58.
6.Черногрудова, Е. П. Организация проектной деятельности на этимологическом материале в начальных классах / Е. П. Черногрудова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 47-52: табл.
7.Жесткова, Е. А. Учебные задачи по литературному чтению - одно из средств формирования читательской компетентности / Е. А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 45-49: рис., табл.
8.Иванова, Н. А. Использование проблемного подхода в обучении (на примере уроков русского языка и литературного чтения) / Н. А. Иванова, А. В. Стрельцова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 26-30.
9.Житилев, В. Первоначальное понятие о метафоре: литературное чтение: 3-4 классы / В. Житилев, Ж. Житилева // Начальная школа. - 2018. - № 11/12. - С. 4-8: 1 рис.