воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 2", пгт Нижний Одес
Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. Одной из задач образовательной деятельности в области физического развития является приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности и совершенствование двигательной активности. Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо организовать пространственную среду с соответствующим оборудованием, занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно – двигательной системы детского организма. В нашем дошкольном учреждении используются эффективные средства совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Предлагаю вниманию педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей статью, в которой рассказывается о том, как можно использовать современное игровое спортивное оборудование как средство совершенствования двигательной активности детей дошкольного возраста.
Современное игровое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Дети дошкольного возраста очень любят современное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре, заниматься на тренажерах.
В настоящее время активно разрабатываются и вводятся новые формы работы с дошкольниками, это так называемые, фитнес – помощники, тренажеры и физкультурное оборудование, которые позволяют повысить эффективность занятий.
Остановимся подробнее на детском фитнесе. Детский фитнес – это уникальные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги и восточных единоборств.
Чем раньше ребенок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Ведь если с самого раннего младшего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребенок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того, фитнес – отличный способ выплеснуть неуемную детскую энергию.
Хочется отметить, что гармоничное развитие личности дошкольника происходит более многогранно, если осуществлять его, во-первых, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, во-вторых, в дошкольной студии обучения, то есть в ДОУ, создав благоприятную атмосферу для эмоционального восприятия детьми детского фитнеса. Необходимо начать работу с дошкольниками с самого малого, но очень интересного и близкого душевному состоянию детей 3,5-5 лет.
Методическая работа значима и актуальна, так как ослабленность детей из-за недостатка физических нагрузок сегодня одна из самых больших тревог детских специалистов. Особенно актуально стоит этот вопрос в условиях Крайнего Севера. Наши дети могут похвастаться прекрасным знанием иностранных языков, поразить глубокими познаниями высоких технологий. Но физическая форма их оставляет желать лучшего. И это несмотря на то, что все прекрасно знают, что регулярные физические нагрузки укрепляют не только мышцы и суставы, но и волю, и служат залогом хорошего здоровья.
Рассчитывать на то, что дети сами будут бегать и прыгать на улице тоже не приходится. Девять месяцев длится северная зима и несколько месяцев стоит полярная ночь. Дети систематически находятся в помещении с искусственным освещением. Но нельзя же махнуть рукой на детское здоровье, надо что-то делать. Занятия фитнесом не тяжелые спортивные тренировки, а увлекательное занятие. Детский фитнес может быть как самостоятельным занятием, так и являться частью физкультурного занятия. Но, тем не менее, фитнес развивает у детей координацию движений, пластичность, укрепляет осанку. То есть дети, занимающиеся фитнесом, приобретают отличную физическую форму и приобщаются к здоровому образу жизни.
Программы с применением различных направлений фитнеса и его технологий (включающих средства ритмопластики, стретчинга, фитбол-аэробики, танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактич-еского танца), которые пользуются большой популярностью среди детей дошкольного возраста, могут способствовать: приобщению дошкольников к систематическим занятиям физической культурой и повышению интереса к ним; улучшению состояния их здоровья, профилактике различных заболеваний (зрения, осанки, плоскостопия, двигательной активности); повышению уровня физической подготовленности.
Всё это даст возможность обоснования для внедрения детского фитнеса в образовательный процесс с целью развития двигательной активности дошкольников и оздоровительной направленности. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ на занятиях по физкультуре позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
Появился детский фитнес сравнительно недавно, но уже снискал себе достаточную известность. Что же это такое?
Детский фитнес – система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.
На занятиях с использованием элементов детского фитнеса царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно – игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, ответственность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой, у них вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения.
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:
- занятия на тренажерах;
- игровой стретчинг;
- фитбол-гимнастика;
- степ-аэробика;
- черлидинг;
- пилатес;
Одна из распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи - фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты. На таких занятиях тренируются сердечно - сосудистая и дыхательная системы организма, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируются интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.
Наиболее рациональной формой обучения дошкольников работе на тренажерах являются занятия по подгруппам продолжительностью до 30 минут. Как показывает практика, наиболее эффективная форма организации – круговая тренировка, сущность которой в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров (от 4 до 8). Причем сложность движений и степень нагрузки зависит от индивидуальных особенностей и физических возможностей воспитанника, т.е. предлагается сделать больше или меньше повторений, увеличивается или сокращается время для выполнения данного задания.
Занятия на тренажерах начинаются с 1 минуты и с простых упражнений.
Постепенно программа усложняется и увеличивается продолжительность работы на тренажерах до 2 минут.
Физкультурные занятия с малышами на тренажерах – это увлекательные игры, основанные на сюжете: встрече со сказочным персонажем, который помогает установить контакт с воспитанниками, раскрепоститься, создать комфортный психологический климат.
Упражнения на тренажерах совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставный аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается крово- и лимфообращение, укрепляются сосуды сердца и мозга.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.
Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Детский стэп – одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Сначала дети выполняют движения под счет, затем под музыку. Занятие идет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое.
Новое упражнение педагог включает в занятие по ходу дела, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы.
Практически все упражнения, вошедшие в разработанные инструктором комплексы «подсказаны» детьми. Важно только внимательно наблюдать, какие движения вдруг начинают делать, случайно заскочив на платформу или внутри образовавшейся в занятии паузы. На платформу не только шагают и ходят вокруг них, но и применяют платформы в эстафетах – как препятствие, которое нужно обежать, или перепрыгнуть.
Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм.
В настоящее время в работу с детьми активно внедряется черлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.
Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.
Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.
Упражнения с предметами позволяют укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость.
Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения
Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии.
Успешным результатом этой работы я вижу: большой интерес и активность детей, родителей и педагогов; снижение заболеваемости детей, посещающих детский сад; повышение положительной динамики уровня развития физических качеств детей, навыков по овладению своим телом. Использование современного игрового оборудования дает возможность включать в обычное физкультурное занятие новые формы двигательной активности детей.
Таким образом, на мой взгляд, использование современного игрового оборудования в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представления о фитнесе как о способе организации активного отдыха. Приобщившись к фитнесу в юном возрасте, человек и дальше не забудет о своем здоровье и красоте, и всегда «будет в форме».
Литература.
1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников». – г.Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г. 146 стр.
2. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1966. 86 с.
3. Герасимова Е., Романенко И. Аэробика для малышей // Физкультура и спорт. 1996. № 9. С. 18-19.
4. Евдокимова Т.А., Клубкова Т.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол гимнастика в оздоровлении организма». – г.СПб, 2000 г.
5. Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажерах». – г.Псков ГППО «Псковская областная типография», 2008 г. 118 стр.
6. Иванова О.А., Поддубная Ж.В. Сто упражнений стретчинга для различных групп мышц. М.: Национальная школа аэробики, 1992. 33 с.
7. Клубкова Е.Ю. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма»., СПб, 2000 Интернет-ресурсы
8. Тюрин А. «Самомассаж». – г.СПб, 1997 г.