Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Черногор Е.В. ЭФФЕКТИВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Черногор Елена Владимировна
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Барсовская средняя общеобразовательная школа № 1», Тюменская область, Сургутский район, пгт Барсово

Библиографическое описание: Черногор Е.В. Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.

Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий.

Целью, данных технологий является модернизация образовательного процесса.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует.

Таким образом, использование данных технологий способствует

− повышению у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений;

− улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики;

− расширению детских представлений об окружающем их мире;

− повышению мотивации к логопедическим занятиям;

− педагоги, воспитатели используют инновационные технологии не только в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментах;

− родители (которые ознакомлены) также заинтересованы в их проведении; − удалось решить конкретные логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь.

Опыт использования технологий говорит о положительных результатах работы, которая прослеживается в динамике речевого развития детей с речевыми нарушениями. Ребёнок с ОВЗ, научившийся общаться, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, а значит, становится более социализированным в обществе.

К современным технологиям относят: «Биоэнергопластика», «Кинезиология», «Камешки Марблс», «Су-джок терапия», «Мнемотехника».

Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Одновременно выполняются упражнения:

а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены; б) «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Кинезиологические упражнения

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма. Показ и выполнение кинезиологических упражнений. «Колечко». Соединяем в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполняем в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

Камешки Марблс

Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения. Перед участниками вазочки с разноцветными стеклянными шариками разной формы. «Возьмите шарики в руки. Покатайте их, обратите внимание на цвет, форму, почувствуйте структуру. Захватите кулачками. Определите визуально, не считая, в каком кулачке больше камешков. Попробуйте щипковый захват и пинцетный (н-р: берём большим и указательным). Кидаем камешки на стол и в вазу. Послушаем звуки (где слышится стук, а где звон) ».

Задания: − выкладываем камешками по контуру букву Р и придумываем слова со звуком «Р»;

− закрываем на картинке с изображением яблони гласные и согласные, придумываем слова с этими звуками, посчитаем сколько гласных, согласных; − «Зеркало» — закрыть правильно написанные буквы;

− «Зажжём огоньки на самолёте» - выбираем цвета камешек и закрываем пять разных букв на картинке;

− «Помоги кошке добраться до корма» - возьмите в руки по камешку и одновременно выложите их на следы;

− при помощи пинцетов перекладываем камешки двумя руками из одной ёмкости в другую (поочерёдно, вместе).

С камешками Марблс выполняются задания «Наряди елку», «Собери снежинку», «Приведи пчелку к домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии. Воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, снимается напряжения, улучшается кровообращение, повышается умственная и физическая работоспособность.

Массаж «Су-джок»

Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам: — «Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. По ладошке он бежит и пыхтит. Между пальчиками бежит и пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да. Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».

- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.

- «Я колечко одеваю и на пальчике катаю. Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».

Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам. При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять в начале занятия, в середине и перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.

Мнемотехника

Цель: обучение эффективному запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации). Мнемотехника - совокупность приёмов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Приемы мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек. Предлагается познакомиться со сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях. Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем составляются предложения, связный текст. Предлог «К», предлог «В», глагол «ИДЕТ», глагол «ПРЫГАЕТ», глагол «ЕСТ», «ЕЖИК», «ДВОР», «ГРУША».

Сказка-связка для закрепления произношения звуков Ш, Ж «Ёжик и кошка».

Примерный текст сказки — связки «Ёжик и кошка»: Ежик пришел во двор. Ежик нашел (увидел) грушу. Ежик стал кушать грушу. Рыжая кошка подошла к ежику. Кошка прыгнула на ежика. Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой.

Такие мнемотаблицы можно использовать готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для закрепления правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях;

− правильного употребления в речи предлогов;

− обогащения и активизации словарного запаса;

− развития внимания, памяти, логического мышления.

Мнемотехника облегчает запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья − существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации);

− повышает интерес и положительный эмоциональный настрой;

− активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также − психические процессы, способствующие общему развитию ребенка;

− развивает все компоненты речевой системы;

− уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность;

− повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений;

− способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения;

− регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка;

− создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов;

− реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.

Библиографический список

1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2010.

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7.