Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Воробьёва Е.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2-М КЛАССЕ НА ТЕМУ «ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Воробьёва Екатерина Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Качкашурская средняя общеобразовательная школа", Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Качкашур

Библиографическое описание: Воробьёва Е.А. Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Дикорастущие и культурные растения» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

(Учебник (УМК): А. А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о культурных и дикорастущих растениях.

Задачи урока:

-дать понятия «культурные растения», «дикорастущие растения».

-научить детей отличать дикорастущие растения от культурных растений.

-научить детей выделять группы культурных растений (деревья, кустарники, травянистые растения).

-воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «ПервоЛого» (для возможности выполнения интерактивной работы) или картинки с изображением растений; конверты с заданиями, листочки с вопросами для групповых заданий, таблицы для вклеивания картинок, клей, конверты с картинками, словарь Ожегова, мяч.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой этап

-Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? (растения) на доске изображены берёза, яблоня, петрушка, репей, калина, смородина

-На какие группы вы разделили бы эти растения? (деревья, травы, кустарники)

-Разделите, пожалуйста (выполняют на интерактивной доске)

-Подумайте, а как бы вы разделили эти же растения, если бы я предложила разделить их только на две группы? (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек)

-Разделите (выполняют на доске).

-А как бы вы назвали те растения, которые растут сами по себе? (дикорастущие)

-А те, за которыми ухаживает человек?

-Как вы считаете, что означает слово «культура»? (при необходимости, пользуются словарём)

-Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)

-Узнав о значении слова «культура», сможете теперь дать название этой группе растений?

(культурные)

- Итак, сможете сказать, какая тема урока у нас сегодня? (формулируют тему)

- А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня? (какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся)

2. Поисково-исследовательский этап

-Объединимся в группы. Выберите командира, рассказчика, секретаря. Давайте вспомним критерии, по которым мы оцениваем работу в группах.

-Итак, поработав в группах, вы должны найти ответы на такие вопросы (слайд)

- Для чего человеку необходимы растения?

- Откуда взялись на земле культурные растения?

- Для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы можно их разделить?

Вопросы выберете сами (выбирают на листочках). Работают в группах 5 минут.

Отчёт групп.

При отчёте третьей группы предлагается всем подумать, на какие группы можно разделить культурные растения (слайд)

-Деревья

-Кустарники

-Травы

- Давайте поиграем в игру «Найди пару» (после нахождения пары, дети объясняют, для чего выращивают эти растения, и как можно было бы их назвать)

(зерновые, плодовые, овощные, декоративные, прядильные) находят пары: рожь-пшеница, томат-капуста, тюльпан-роза, лён-хлопок, яблоня-вишня, а затем этим парам придумывают название, проверяют с правильным ответом – зерновые, овощные, плодовые, декоративные, прядильные.

-Назовите ещё примеры этих видов растений. Какие виды растений вам знакомы меньше всего?

-Посмотрите виды зерновых (обсуждают, какие крупы и какие каши готовятся из этих зерновых)

- Давайте проверим себя, поиграем в другую игру (классифицируют растения, распределяют в группы картинки)

Физкультминутка (игра с мячом «Дикорастущие и культурные». Дети получают мяч, учитель называет растения, ученик отвечает, культурное это растения или дикорастущее. Использовать растения, которые могут быть и дикорастущими, и культурными, например, яблоня, земляника, смородина, малина)

3. Практический этап

А сейчас продолжим работу в группах. Вы получите конверты, в которых находятся изображения различных культурных растений. Вы должны будете определить, к какой группе культурных растений они относятся, наклеить их в таблицу. У всех вас будут растения каких-то двух групп, сверху подписать, какая это группа.

Отчёт групп.

Анализ работы групп

- Посмотрите на доску, вы видите два растения. К какой группе вы отнесли бы эти растения? А знаете ли вы их названия? Как вам кажется, на что похож гладиолус? А на что похожа астра?

-О многих растениях люди складывали легенды. Кто знает, что означает это слово? (в словаре)

Легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд (стр. 70) Читают хорошо читающие ученики.

4. Рефлексивно-оценочный этап

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-Каких целей достигли?