Воробьёва Екатерина Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Качкашурская средняя общеобразовательная школа", Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Качкашур
Библиографическое описание: Воробьёва Е.А. Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Дикорастущие и культурные растения» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
(Учебник (УМК): А. А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формировать представление о культурных и дикорастущих растениях.
Задачи урока:
-дать понятия «культурные растения», «дикорастущие растения».
-научить детей отличать дикорастущие растения от культурных растений.
-научить детей выделять группы культурных растений (деревья, кустарники, травянистые растения).
-воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «ПервоЛого» (для возможности выполнения интерактивной работы) или картинки с изображением растений; конверты с заданиями, листочки с вопросами для групповых заданий, таблицы для вклеивания картинок, клей, конверты с картинками, словарь Ожегова, мяч.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап
-Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? (растения) на доске изображены берёза, яблоня, петрушка, репей, калина, смородина
-На какие группы вы разделили бы эти растения? (деревья, травы, кустарники)
-Разделите, пожалуйста (выполняют на интерактивной доске)
-Подумайте, а как бы вы разделили эти же растения, если бы я предложила разделить их только на две группы? (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек)
-Разделите (выполняют на доске).
-А как бы вы назвали те растения, которые растут сами по себе? (дикорастущие)
-А те, за которыми ухаживает человек?
-Как вы считаете, что означает слово «культура»? (при необходимости, пользуются словарём)
-Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)
-Узнав о значении слова «культура», сможете теперь дать название этой группе растений?
(культурные)
- Итак, сможете сказать, какая тема урока у нас сегодня? (формулируют тему)
- А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня? (какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся)
2. Поисково-исследовательский этап
-Объединимся в группы. Выберите командира, рассказчика, секретаря. Давайте вспомним критерии, по которым мы оцениваем работу в группах.
-Итак, поработав в группах, вы должны найти ответы на такие вопросы (слайд)
- Для чего человеку необходимы растения?
- Откуда взялись на земле культурные растения?
- Для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы можно их разделить?
Вопросы выберете сами (выбирают на листочках). Работают в группах 5 минут.
Отчёт групп.
При отчёте третьей группы предлагается всем подумать, на какие группы можно разделить культурные растения (слайд)
-Деревья
-Кустарники
-Травы
- Давайте поиграем в игру «Найди пару» (после нахождения пары, дети объясняют, для чего выращивают эти растения, и как можно было бы их назвать)
(зерновые, плодовые, овощные, декоративные, прядильные) находят пары: рожь-пшеница, томат-капуста, тюльпан-роза, лён-хлопок, яблоня-вишня, а затем этим парам придумывают название, проверяют с правильным ответом – зерновые, овощные, плодовые, декоративные, прядильные.
-Назовите ещё примеры этих видов растений. Какие виды растений вам знакомы меньше всего?
-Посмотрите виды зерновых (обсуждают, какие крупы и какие каши готовятся из этих зерновых)
- Давайте проверим себя, поиграем в другую игру (классифицируют растения, распределяют в группы картинки)
Физкультминутка (игра с мячом «Дикорастущие и культурные». Дети получают мяч, учитель называет растения, ученик отвечает, культурное это растения или дикорастущее. Использовать растения, которые могут быть и дикорастущими, и культурными, например, яблоня, земляника, смородина, малина)
3. Практический этап
А сейчас продолжим работу в группах. Вы получите конверты, в которых находятся изображения различных культурных растений. Вы должны будете определить, к какой группе культурных растений они относятся, наклеить их в таблицу. У всех вас будут растения каких-то двух групп, сверху подписать, какая это группа.
Отчёт групп.
Анализ работы групп
- Посмотрите на доску, вы видите два растения. К какой группе вы отнесли бы эти растения? А знаете ли вы их названия? Как вам кажется, на что похож гладиолус? А на что похожа астра?
-О многих растениях люди складывали легенды. Кто знает, что означает это слово? (в словаре)
Легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.
Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд (стр. 70) Читают хорошо читающие ученики.
4. Рефлексивно-оценочный этап
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Каких целей достигли?
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Качкашурская средняя общеобразовательная школа", Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Качкашур
Библиографическое описание: Воробьёва Е.А. Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Дикорастущие и культурные растения» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
(Учебник (УМК): А. А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формировать представление о культурных и дикорастущих растениях.
Задачи урока:
-дать понятия «культурные растения», «дикорастущие растения».
-научить детей отличать дикорастущие растения от культурных растений.
-научить детей выделять группы культурных растений (деревья, кустарники, травянистые растения).
-воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «ПервоЛого» (для возможности выполнения интерактивной работы) или картинки с изображением растений; конверты с заданиями, листочки с вопросами для групповых заданий, таблицы для вклеивания картинок, клей, конверты с картинками, словарь Ожегова, мяч.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап
-Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? (растения) на доске изображены берёза, яблоня, петрушка, репей, калина, смородина
-На какие группы вы разделили бы эти растения? (деревья, травы, кустарники)
-Разделите, пожалуйста (выполняют на интерактивной доске)
-Подумайте, а как бы вы разделили эти же растения, если бы я предложила разделить их только на две группы? (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек)
-Разделите (выполняют на доске).
-А как бы вы назвали те растения, которые растут сами по себе? (дикорастущие)
-А те, за которыми ухаживает человек?
-Как вы считаете, что означает слово «культура»? (при необходимости, пользуются словарём)
-Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)
-Узнав о значении слова «культура», сможете теперь дать название этой группе растений?
(культурные)
- Итак, сможете сказать, какая тема урока у нас сегодня? (формулируют тему)
- А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня? (какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся)
2. Поисково-исследовательский этап
-Объединимся в группы. Выберите командира, рассказчика, секретаря. Давайте вспомним критерии, по которым мы оцениваем работу в группах.
-Итак, поработав в группах, вы должны найти ответы на такие вопросы (слайд)
- Для чего человеку необходимы растения?
- Откуда взялись на земле культурные растения?
- Для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы можно их разделить?
Вопросы выберете сами (выбирают на листочках). Работают в группах 5 минут.
Отчёт групп.
При отчёте третьей группы предлагается всем подумать, на какие группы можно разделить культурные растения (слайд)
-Деревья
-Кустарники
-Травы
- Давайте поиграем в игру «Найди пару» (после нахождения пары, дети объясняют, для чего выращивают эти растения, и как можно было бы их назвать)
(зерновые, плодовые, овощные, декоративные, прядильные) находят пары: рожь-пшеница, томат-капуста, тюльпан-роза, лён-хлопок, яблоня-вишня, а затем этим парам придумывают название, проверяют с правильным ответом – зерновые, овощные, плодовые, декоративные, прядильные.
-Назовите ещё примеры этих видов растений. Какие виды растений вам знакомы меньше всего?
-Посмотрите виды зерновых (обсуждают, какие крупы и какие каши готовятся из этих зерновых)
- Давайте проверим себя, поиграем в другую игру (классифицируют растения, распределяют в группы картинки)
Физкультминутка (игра с мячом «Дикорастущие и культурные». Дети получают мяч, учитель называет растения, ученик отвечает, культурное это растения или дикорастущее. Использовать растения, которые могут быть и дикорастущими, и культурными, например, яблоня, земляника, смородина, малина)
3. Практический этап
А сейчас продолжим работу в группах. Вы получите конверты, в которых находятся изображения различных культурных растений. Вы должны будете определить, к какой группе культурных растений они относятся, наклеить их в таблицу. У всех вас будут растения каких-то двух групп, сверху подписать, какая это группа.
Отчёт групп.
Анализ работы групп
- Посмотрите на доску, вы видите два растения. К какой группе вы отнесли бы эти растения? А знаете ли вы их названия? Как вам кажется, на что похож гладиолус? А на что похожа астра?
-О многих растениях люди складывали легенды. Кто знает, что означает это слово? (в словаре)
Легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.
Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд (стр. 70) Читают хорошо читающие ученики.
4. Рефлексивно-оценочный этап
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Каких целей достигли?