Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Литаврина И.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание: Литаврина И.Н. Использование образовательного потенциала группового способа обучения в начальной школе // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы. Тем более, что детям такое обучение очень нравится. Почему? Потому, что эта технология даёт радость. И отношение к обучению меняется с негативного на позитивное. Послушаем мнение детей. Детям хочется обсуждать, обмениваться мнениями, иметь свободу выбора, смотреть в чужую тетрадь, спорить, двигаться и даже кричать, каждый хочет быть не только учеником, но и попробовать себя в роли учителя. Чего на обычном уроке мы с вами позволить им никак не можем. И в тоже время мы понимаем, какую большую роль в развитии УУД, особенно коммуникативных, социализации детей играют групповые формы работы на уроке. Значит надо научиться использовать групповые технологии и научить детей. Чтобы использовать парные и групповые технологии в учебном процессе, учеников надо учить этому с 1 класса.

Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.

В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Как правило, у нас в одном классе сильные, слабые и средние ученики. Поэтому на 1 этапе задания для самостоятельной работы детям необходимо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). Только тогда, когда дети научатся работать по индивидуальным карточкам, необходимо учить работать в парах.

В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому начинать нужно с правил, которые можно разработать вместе с детьми.

Как ещё можно объединять детей в группы?

Существует много способов:

· По желанию.

Случайным образом (При свободном делении на группы можно использовать считалки, жеребьёвку).

· По определенному признаку.

· По выбору «лидера».

· По выбору педагога.

На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Группы могут быть постоянного и сменного состава. Как формировать группы? Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек. При работе в группах тоже должны быть разработаны правила, по которым работают дети.

Каких ошибок следует избегать при формировании групп?

Нельзя формировать группу из 2 слабых учеников;

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в работе;

Групповая работа не должна занимать на уроке не более 10-15 минут в 1 классе, более половины урока во 2-4 классах;

Нельзя заставлять работать в паре с тем, с кем ребёнок по той или иной причине не хочет работать;

Требовать полной тишины;

Задания, которые выполняют учащиеся, могут быть разнообразными, по всем учебным предметам.

1.Дети вместе вставляют пропущенные буквы в слова, вспоминают правило, приводят примеры по очереди.

2. Карточки с заданиями дети могут составлять самостоятельно, «для соседа», дома друг для друга, записывая, кто составил, кто проверил.

3. Можно вносить в групповую работу элемент соревнования, что тоже хорошо стимулирует детей к получению хорошего результата. Очень хорошо использовать парную игру «Кто больше?» для запоминания таблиц сложения и умножения. Эта игра очень нравится детям. Заготавливаются карточки (на одной стороне записан пример, на обратной – ответ), дети проверяют друг друга, раскладывая карточки в 2 стопки (с правильным ответом и с неправильным), считают, кто победил - кто дал больше правильных ответов. А так-так победить хочется каждому, дома приходится тренироваться, чтобы не проиграть. Или по русскому языку – кто больше подберёт проверочных слов к данным словам.

Можно организовать работу в парах, с использованием интерактивной доски, дети выполняют работу вдвоём, проверяя друг друга.

Иногда на уроках не надо «изобретать велосипед», придумывать задания. Ведь те задания, которые есть в учебниках, используемых нами УМК, тоже можно выполнять, работая в парах. Письменная работа требует уединённости, сосредоточенности, а вот все устные задания можно и лучше выполнять вместе.

Составление заданий для работы в парах и группах на уроках - творчество учителя, хорошо знающего свой класс.

Творчество учителей безгранично! А эффективность данной технологии проверена временем.

Библиографический список

1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК `'Школа развития'' (подразделения школы №1133 г. Москвы). - М.:ЦПРО `'Развитие личности'',1998.

2. А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (начальные классы). - М.,2000.

3. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.,2000.

4. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. - Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997.

5. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. - ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 - 2004 г., стр. 69.

6. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 - 2003 г., стр.36.

7. И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.'' Начальная школа плюс до и после'', №11 - 2003 г., стр. 12.

Сведения об авторе

Литаврина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70, Россия, г. Липецк.