Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Засядько Н.Н. ПЕДСОВЕТ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Библиографическое описание:
Засядько Н.Н. Педсовет «Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.

Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Дата проведения: 31.03.2022г.

Форма проведения: Деловая игра

Повестка:

1. Решение предыдущего педагогического совета (старший воспитатель)

2.Сообщение «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» (старший воспитатель)

3. О результатах тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» (заведующий ДОУ)

4.Сообщение «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (воспитатель)

5. Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста». (воспитатель)

6. Сообщение «Инновационные формы работы с родителями по развитию речи». (воспитатель)

7. Деловая игра для педагогов. (старший воспитатель)

8. «Аукцион методических находок». Презентация дидактических игр. (воспитатели)

Подготовка:

1.Выставка методической литературы по теме, проведение консультации «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

2.Проведение открытого показа ОД по развитию речи

3. Тематический контроль «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Ход:

Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема педагогического совета «Развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность и экспериментирование»

Прежде чем начать работать, предлагаю поиграть. Упражнение для педагогов «Подарок»:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

1.Итоги предыдущего педагогического совета. (старший воспитатель)

Решением прошлого педагогического совета было принято решение:

1.Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

2.Обогатить групповые физкультурные уголки оборудованием и интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта; с целью развития двигательных навыков и регулирования двигательной активности, ознакомления детей с видами спорта.

3.Уделить особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.

4.Воспитателям групп систематизировать индивидуальную работу с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья.

5.Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, в родительских группах в сети интернет.

Согласно данному решению выявлено, что предметно-развивающая среда пополняется оборудованием и интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта; педагоги продолжают уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни, организовывают подвижные игры для повышения двигательной активности дошкольников, проводят индивидуальную работу с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья, в планах указано планирование игр и индивидуальная работа по физическому развитию, пропогандируют здоровый образ жизни среди родителей через различные виды работы беседы, информационные стенды, консультации через интернет ресурсы в родительских группах в ВКонтакте, Телеграмм.

В целом решения педсовета выполняются удовлетворительно

2.Сообщение «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» (старший воспитатель)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Условия успешного речевого развития в ДОУ:

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- педагоги побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь воспитателей четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- воспитатели обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Использование приёмов обучения связной речи в педагогическом процессе

3. О результатах тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей (заведующий ДОУ)

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

4. Сообщение «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (воспитатель)

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно -необходимое условие развития личности. Задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия –детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов.

5. Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» (воспитатель)

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

6. Сообщение «Инновационные формы работы с родителями по развитию речи». (воспитатель)

7.Практическаячасть. Деловая игра для педагогов (Старший воспитатель)

Нашу игру предлагаю провести в виде соревнования двух команд. Итак, представляю команды. Команда «Пословицы» и команда «Скороговорки».

Прошу командам поприветствовать друг друга.

- Уважаемые команды, напоминаю правила нашей игры:

- уметь слушать других;

- вырабатывать общее решение вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться отведенного регламента;

- Итак, мы начинаем!

Задание №1: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Задание №2: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Задание№3: решение кроссворда «Развитие речи» на определение знаний, умений и навыков воспитателей (Приложение)

Правила для смелых и упорных педагогов (Старший воспитатель)

· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

8. «Аукцион методических находок». Презентация дидактических игр. (Воспитатели)

Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности.

3. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия

4. Продолжать создавать в ДО условия для развития речи детей: в каждой группе оформить уголок речевого развития пополнить группы дидактическими играми по развитию речи оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

5. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Срок – постоянно. Ответственные – все педагоги ДО.

Литература.

1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009 4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009 5. Ребенок в детском саду №3 2010 г