Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Земскова Татьяна Ивановна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ №3 Детский сад «Сказка»
Самарская область, г. Нефтегорск
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи (из опыта работы)
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка и его всестороннего развития. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, у них формируется характер и расширяется кругозор.
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
В центре стандарта – требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей.
Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди основных принципов:
·          содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
·          поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
·          сотрудничество Организации с семьей;
·          приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
·          обеспечивает открытость дошкольного образования;
·          создает условия для участия родителей в образовательном процессе.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи педагогов и родителей является:
·          ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД – более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов.
·          ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.
Поэтому, цель нашей работы – установление партнерских отношений участников педагогического процесса и приобщение родителей к жизни детского сада.
Задачи:
·          Приобщить родителей к жизни детского сада;
·          Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
·          Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
·          Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;
·          Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
·          Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;
·          Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
В работе с родителями используем как традиционные формы работы (беседы, консультации, родительские собрания), так и нетрадиционные (анкетирование, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, выставки семейного творчества, проведение тематических недель, экскурсий, конкурсов, проектов, «Дни открытых дверей»).
а) День открытых дверей:
При проведении «Дня открытых дверей» родители присутствуют как при проведении непосредственно-образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов.
б) Праздники и развлечения:
родители не просто зрители, они принимают участие в пошиве костюмов и изготовлении декораций и атрибутов, в обыгрывании ролей. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
В нашем детском саду стало доброй традицией проведение таких праздничных мероприятий, как День Матери, День Отца, День Семьи, Любви и Верности.
А музыкально – литературная композиция «Семейный альбом» - это итог большого проекта: «Мы вместе», проходившего в детском саду.
В течение трех месяцев дети, совместно с родителями, воспитателями оформляли странички «Семейного альбома», где рассказывали о своих семьях, делились добрыми семейными традициями и мастерством своего рукоделия. Большой «Семейный альбом» стал центром праздника. Листая его страницы, которые носили такие названия, как «Лучше мамы друга нет», «Нет на свете никого – лучше папы моего», «Главное в дедушке – дедушка он», «Папа, мама, ты и я – называемся семья» и другие, дети читали стихи и танцевали, посвящая свои номера папе и маме, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.
в) Тематические недели:
каждый день при этом посвящен конкретной теме. Родители являются активными участниками всей недели: оказывают большую помощь в подборе необходимой литературы и иллюстраций по темам.
г) Экскурсии:
наши родители становятся экскурсоводами: вместе с детьми и воспитателями проводятся совместные экскурсии в музей, библиотеку, школу, к историческим памятникам, по улицам нашего города. Такие экскурсии воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
д) Выставки:
занимают особое место в жизни детского сада. Это выставки совместного творчества на разные направления как социально-личностного, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и познавательно-речевого развития детей. Взрослые и дети очень любят проводить выставки, они объединяют интересы детей и взрослых. Темы прошедших выставок: «Дары осени», «Подарки зимушки зимы», выставки детских рисунков совместно с родителями.
Взаимодействие с семьей в воспитании здорового ребенка в нашей работе – это изменение отношения родителей к здоровому образу жизни, вовлечение их в процесс оздоровления с помощью участия в спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях с детьми: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быть здоровыми хотим», «Мы ловкие, умелые, сильные и смелые», «Дни и недели здоровья», «Выше, дальше, быстрее», просмотр занятий, знакомство со здоровьесберегающими технологиями.
Проводятся беседы, консультации с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Также освещаем эти вопросы на родительских собраниях.
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если нет поддержки со стороны родителей.
е) Конкурсы:
выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции.
Родители нашей группы приняли активное участие в конкурсе на лучший дизайн прогулочного участка группы – «Детский сад моей мечты». Руками родителей были сделаны разнообразные подделки и игровое оборудование для детей: сказочные улитки, зебра, жираф, цветные попугаи, цветочные полянки.
ж) Проекты:
Сейчас одной из новых эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Он актуален и очень эффективен.
Этот метод дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Хотелось бы представить несколько из реализованных проектов.
Проект средней продолжительности на тему: «Зимующие птицы».
В этом проекте была большая помощь со стороны родителей:
·          изготовление кормушек, скворечника для птиц;
·          подбор наглядно-развивающих пособий;
·          кормление птиц с детьми и наблюдение за их повадками;
·          составление и оформление детских книг-самоделок о птицах;
·          фоторепортажи;
·          подбор книг для групповой библиотеки.
Самый интересный проект: «Вода – источник жизни».
Мы с ребятами решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
Помощь взрослых:
·          подобрали познавательную, научную литературу;
·          организовали книжную выставку: «Вода – источник жизни»;
·          помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о воде.
В подготовительной к школе группе, был реализован проект: «Мой город, моя страна».
Итогом проекта стали:
·          презентация семейных проектов по теме: «И цветет мой дивный город как весенний сад»;
·          рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города, в котором они побывали совместно с родителями;
·          конкурс рисунков на тему: «Моя страна – Россия», «Мой город родной – Нефтегорск».
Таким образом, всей своей работой воспитателю необходимо доказывать родителям, что их вовлечения в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Наша цель – вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. В достижение этой цели взаимодействие с семьей является одним из главных направлений в нашей работе. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Октябрь 2021