Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Денисова В.Э. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ"

Денисова Вера Эдигеевна
учитель начальных классов, МКОУ "Сухринская ООШ", с. Сухринское

Библиографическое описание: Денисова В.Э. Сущность понятия "разнообразие речи" // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности.

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия «речь»: «Речь - 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка. 3. Звучащий звук. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление» [9, с.678].

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение «развитие»: «Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему» [9, с.835].

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого [3, с.190].

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения – жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания [3, с.178].

Речь – процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно [3, с.178].

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства [4, с.2].

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм [1, с.40].

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической [4, с.4].

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений [4, с.5].

Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы [4, с.7].

В речевом общении участвуют как минимум двое: говорящий или пишущий (отправитель речи, коммуникатор) и слушающий или читающий (адресат речи, перципиент) [1, с.46].

Речь внутренняя или речь внешняя противопоставляются одна другой по следующим критериям:

- по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя – не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, оно осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);

- внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям – акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонацией; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей [1, с.56].

Одна из главных ролей внутренней речи – это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она – начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование [1, с.57].

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям: она должна быть правильной, ясной, чистой, точной, выразительной, разнообразной.

В русле нашего исследования наибольший интерес представляет разнообразие (богатство).

Разнообразие (богатство) – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций [6, с.24].

Разнообразие (богатство) языка и речи в целом отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Разнообразие (богатство) речи – это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств. Любой язык разнообразен, но разнообразие речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на данном языке, определяется не столько уровнем разнообразия (богатства) языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого разнообразия конкретный человек может использовать [6, с.29].

Это качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную называют богатой, а речь однообразную – бедной [11, с.101].

Речь считается тем разнообразней, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица [10, с.121].

Разнообразие (богатство) речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи [10, с.112].

Многие ученые склонны рассматривать разнообразие (богатство) речи только как ее украшение, заботу исключительно об ее эстетической стороне. Эстетическая функция разнообразия действительно очень важна как показатель ее высокого качества. Но разнообразие речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются более важными в коммуникативном и этическом плане, так как:

- разнообразная (богатая) речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении;

- забота о разнообразии (богатстве) речи – это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

- способность автора речи использовать разнообразные языковые и речевые средства помогает существенно повысить уровень понимания речи адресатом;

- разнообразие (богатство) речи адресата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи [8, с.172].

Таким образом, богатство любого языка определяется, прежде все го, богатством словаря. К.Г. Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе – воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть вели кое множество хороших слов и названий [2, с.24].

Разнообразие (богатство) речи – обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важ нейших ее достоинств. В этом плане богатая речь – это норма, речь бедная – отступление от нормы, ее нарушение [14, с.90].

В то же время уровень разнообразия свидетельствует об общей культуре человека еще и потому, что разнообразие, множество, обилие разных средств при недостаточности или отсутствии вкуса могут стать самоцелью. Излишнее многообразие без учета уместности и целесообразности речи вредит единству речи и затрудняет восприятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо больших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации. И если подобные усилия в художественной речи могут быть расценены как средство активизации ее восприятия, то в нехудожественной речи создание дополнительных трудностей адресату редко бывает оправданно. Следовательно, разнообразие (богатство) оценивается как достоинство речи только тогда, когда разнообразные средства языка и речи употреблены целесообразно [14, с.92].

В настоящее время учеными выделяются два основных вида разнообразия (богатства): разнообразие (богатство) языка и разнообразие (богатство) речи.

Разнообразие (богатство) языка – это разнообразие единиц всех уровней языка – те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний [13, с.63].

С другой стороны это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка – это плод его личных «накоплений», причем накоплений, заработанных в про цессе активного овладения речью. Разнообразие речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением [13, с.68].

Русский язык состоит из единиц, принадлежащих к одному из его уровней: фонетическому, словообразовательному, лексическому, мор фологическому и синтаксическому. Соответственно, разнообразие русского языка также складывается из разнообразия каждого его уровня (рисунок 1).





Рисунок 1. Уровни разнообразия (богатства) русского языка

Фонетическое разнообразие (богатство) – это разнообразие (богатство) фонем (гласных и согласных звуков) и их сочетаний. Воспринимая устную речь, мы, прежде всего, слышим ее звуки, которые характерны для данного языка. Например, в кавказских языках есть гортанные звуки, на французском языке нужно говорить, грассируя и с про нонсом. Русские звуки привычны нам, но часто вызывают трудности у иностранцев, изучающих наш язык (в этом вы многократно убеждались сами). В русском языке есть и такие звуки, которых нет, например, в японском. Японцы русского писателя Льва Кассиля называли «Рев Карасири» [5, с.37].

Звуковое разнообразие (богатство) русской речи используется и в поэзии для создания с помощью специального подбора звуков (звукописи) соответствующих образов. Повтор согласных звуков называется аллитерацией. Например, А.С. Пушкин использует этот прием, чтобы передать ужас Евгения, который усиливается от звуков, сопровождающих движения мчащегося за ним Медного всадника: «...Как будто грома грохотанье – тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой». Повторение гласных звуков называется ассонансом. Гласные звуки создают ощущение некой длительности действия и погруженности в него героя, как, например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...» [5, с.39].

Словообразовательное разнообразие (богатство), которое складывается в результате действия разнообразных процессов образования новых слов, – один из важнейших путей пополнения словарного состава языка и, следовательно, его разнообразия. Использование тех или иных способов словообразования позволяет от одного и того же корня образовать слова тех частей речи и с теми оттенками значения, которые могут наиболее точно выразить мысль, чувство или состояние. С помощью словообразовательных моделей образуются слова и словоформы, которые помогают найти самую точную грамматическую структуру для выражения мыслей [5, с.54].

С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:

- значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку, например, от существительного «вода» образовано относитель ное прилагательное «водный», от глагола «читать» образовано существительное «читатель»;

- значения, представляющие собой дополнительный се мантический компонент, например, уменьшительное значение («дом» – «домик»), значение начала («говорить» – «заговорить»);

- значения, сводящиеся к перемещению слова в другую часть речи («слушать» – «слушание», «хороший» – «хорошо») [10, с.115].

Образование новых слов обеспечивает в русском языке разнообразные способы словообразования, среди которых основными являются следующие:

1. Словопроизводство (при использовании приставок и суффиксов или без их использования).

2. Словосложение – белый-белый, водолаз.

3. Конверсия (при переходе слов из одной части речи в другую) столовая (комната) – столовая.

4. Аббревиация (сокращение исходных слов) – разных типов. Слова могут быть сокращены до букв (ФРГ, МВТУ, ОРТ), звуков (НИИ, МАИ, США, вуз), начальных частей слова (Универмаг), смешанного типа – (завкафедрой) [12, с.46].

Лексическое разнообразие (богатство) – самый значимый пласт богатства языка. Лексика (от греч. lexikos – относящийся к слову) – совокупность слов языка, его словарный запас. Самый большей активный запас слов русского языка был у А.С. Пушкине; превышал 21 тыс. слов. Б.Н. Головин приводит данные о том, что у образованного человека 70-х гг. словарный запас составляет 10 - 12 тыс. слов. С огромным сожалением вынуждены признать, что у наших современников запас слов еще меньше [4, с.11].

В общении начинают действовать законы культуры речи, которые на основании системы языка и его законов позволяют реализовать богатство речевых замыслов, богатство вариантов их воплощения и разнообразие в достижении результатов речи.

Разнообразие речи проявляется в речи конкретного человека или в конкретном тексте. При этом разнообразие речи как достоинство предполагает не только разнообразие использованных языковых и речевых средств, но и их уместность и обоснованность.

Ученые рассматривают основные пласты речевых средств создания разнообразной речи: интонация и семантика.

Первым выделяют интонационное разнообразие (богатство).

Интонация – это изменение голосового тона, интенсивности, темпа, ритма, тембральной окраски при произнесении речи [5, с.19].

В интонационное разнообразие входят и средства, основанные на языковых и речевых явлениях, которые проявляются, прежде всего, в синтаксисе: интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания, детализирует внутри них смысловые отношения.

Интонация включает в себя логические и психологические паузы, логические ударения, позволяющие выделить подчеркнуть, наполнить определенным добавочным смыслом те или иные фрагменты речи [5, с.22].

Таким образом, интонация помогает наиболее точно и разнообразно выразить наши чувства, мысли и волю, а русский язык с его свободным порядком слов и исполнительское мастерство автора речи дают возможность ничем не ограничивать ее интонационное богатство.

Семантическое разнообразие (богатство) – это разнообразие смыслов, которые могут выразить в речи языковые единицы [5, с.24].

Значение каждой языковой единицы определяется, во-первых, в ее сопоставлении с другими единицами того же уровня, что дает возможность рассматривать их в одном ряду, устанавливать общие и различительные признаки; во-вторых, значение каждой языковой единицы определяется ее способностями сочетаться с другими единицами того же уровня. Другими словами, семантическое разнообразие относится только к речи и основывается на синтезе ее языковых и речевых сторон [15, с.34].

По мнению Матвеевой Т.В., разнообразие (богатство) речи – одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении [7, с.46].

Таким образом, разнообразие (богатство) речи – обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. Разнообразие речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются более важными в коммуникативном и этическом плане.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012.

2. Григорьева, Т.Ф. Активизация словаря младших школьников [Текст] /Т.Ф. Григорьева //Начальная школа. – 2013. – №4. – 57-59с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV [Текст] /В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2012.

4. Ладыженская, Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера [Текст]: сов. Педагогика /Т.А. Ладынежская. – 2012. – №9. – 2-12с.

5. Львов, М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся [Текст] /М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2012.

6. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] /М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2011.

7. Матвеева, А.П. О преемственности в изучении лексики [Текст]// Рус. яз. в школе /А.П. Матвеева. – 2013. – №5.

8. Методика развития речи [Текст]/ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 2013.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2010.

10. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи [Текст]/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2013. –144 с.

11. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов по развитию речи [Текст]/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

12. Ризаева, Т.Г. Речь и культура общения [Текст] / Т.Г. Ризаева// Начальная школа. – 2013. – №8.

13. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений /Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 240с.

14. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Ушакова. – М., ПЕРСЭ, 2004. – 256 с.

15. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Л.П. Федоренко. – М.: Наука, 2014. – 348 с.