музыкальный руководитель
МБОУ СОШ № 25 ДО "УМКА" Городской округ Химки
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой-либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).
Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
Музыка- очень эмоциональный вид искусства и посредством ее возможно взрастить в ребенке многие положительные качества личности, в том числе и доброе отношение к природе родного края, эмоциональную отзывчивость на ее красоту, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. И именно это и является для меня целью экологического воспитания посредством музыки.
Экологическое воспитание-сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Экологическое воспитание - самое важное в наше время.
Следуя общим принципам педагогики, для достижения наилучшего результата в работе следует опираться на общие педагогические принципы:
1.Принцип природосообразности. Возрастные и индивидуальные особенности детей учитываются при планировании и проведении всех эколого-музыкальных мероприятий (образовательная деятельность, развлечения, акции, тематические беседы, драматизация и исполнительская деятельность). Самые младшие воспитанники в игровой и сказочной форме знакомятся с явлениями природы, растениями, животными, их повадками и средой обитания. Дети старших возрастных групп привлекаются к эколоволонтерской деятельности, и в работе с ними широко используется проектный метод.
2.Принцип системности. Экологическая тематика включается в занятия и развлечения по музыкальному воспитанию не раз от разу, а постоянно и планомерно, в соответствии с сезонами и сменой времен года.
3. Принцип наглядности позволяет быстро и доступно познакомить детей с объектами природы. Широко применяю картины, игрушки, атрибуты и пособия, видео презентации, дидактические игры и муляжи. Принцип наглядности способствует развитию мышления ребенка от конкретного к абстрактному.
Вся работа по экологическому воспитанию в ДОО должна иметь единую систему. Над проблемами экологического образования должны работать все воспитатели и специалисты детского сада (логопеды, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Каждый специалист, работая над общей целью воспитания экологического сознания у дошкольников, акцентирует свое направление.
Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах.
Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В учебную программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа.
Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц.
В старшей группе ребята слушают, музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. В процессе слушания музыки полезно будет предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
Детям будут интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др.)., когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д.
Интересно понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например: рассмотреть гусеницу на листочке и послушать «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: понаблюдать за котенком и его мамой-кошкой и прослушать пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.
В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления, тем самым продолжается формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, (поясняя заодно про съедобные и несъедобные), про овощи, выращенные на своем огороде и т. д. Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных, и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.
Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т.д.). Используя знания об обитателях леса, которые дети получают на занятиях с воспитателями, их можно закрепить на музыкальных занятиях с помощью музыки, например: песню птиц - можно озвучить на треугольнике; песню пчелы – обыграть на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Благодаря этому накоплению, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.
Используя в работе пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) с помощью которых дети узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных, решаются задачи не только музыкального плана: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления, у детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Представляют себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. Ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Традиционными становятся праздники «Осенний бал», «Праздник прилёта птиц», итд. Ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание. Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.
Примеры музыкальных дидактических игр экологической направленности:
«Угадай-ка».
Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала.
Игровой материал: - металлофон, 4-6 карточек – каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй гусенок (утка-утенок, кошка-котенок, корова-теленок и т.д.) Фишки – по 2 на каждую карточку.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карточка и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет и играет на металлофоне звук ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны положить на него фишку. Воспитатель поет: «Га-га-га» (и играет на металлофоне ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком. И т.д)
«К нам гости пришли».
Игра для развития чувства ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, птичка и т.д.), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчики.
Ход игры: Воспитатель: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку игрушку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами поиграть и поплясать. Лена, сыграй мне в бубен, я попляшу». Девочка ударяет в бубен, кукла в руках у воспитателя ритмично двигается. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика и т.д. Игра проводится со всеми детьми в свободное время.